$ ...
€ ...
₽ ...

Стоит ли бояться Кыргызстану вторичных санкций?

С начала специальной военной операции (СВО) на Украине коллективный Запад ввел против России более десяти тысяч санкций как в сфере бизнеса, так и в отношении граждан. И, как предрекают прозападные представители, Кыргызстан, как и другие страны-партнеры России, может оказаться под вторичными санкциями. 

Напомним, 28 марта специальный представитель ЕС по санкциям Дэвид О’Салливан в ходе пресс-конференции в Бишкеке заявил, что посещает страны, которые связаны с обходом санкций Евросоюза, введенных против России из-за войны на Украине.  

По его словам, необходим диалог с властями Кыргызстана о невозможности экспорта из КР европейских товаров в РФ.  

«У нас есть опасения, что многие товары, которые везут транзитом через РФ, остаются там. Мы хотим получить подтверждение, что это не так, – подчеркивал эксперт. – Мы уже запретили транзит некоторых товаров через Россию, и мы бы не хотели расширять список. Мы бы хотели получить заверение от партнеров, что такого не будет», – добавил он.

А вчера, 27 апреля глава директората по санкциям Министерства иностранных дел и международного развития Великобритании Дэвид Рид в ходе визита в Кыргызстан заявил, что «все хотят окончания войны в Украине, а санкции – это один из способов ее закончить».

Он напомнил, что страны-партнеры Кыргызстана видят большие скачки в объеме экспорта товаров, которые могут иметь военное значение, и они зафиксированы как в импорте, так и в экспорте в Россию. И торговля на законных условиях может случайно использоваться на военных полях. 

Отметим, сегодня, 28 апреля, у помощника министра финансов США Элизабет Розенберг вместе с чиновниками Министерства торговли США, коллегами из ЕС и Великобритании запланированы встречи с представителями местных правительственных и деловых кругов по соблюдению санкций и противодействия их обходу в торговле и связанных с нею финансовых расчетах. 

Как могут отразиться санкции на Кыргызстане и будут ли они действительно наложены, обсудили эксперты Кыргызстана в ходе круглого стола на тему «Внешняя политика КР в 2023: между санкциями и нейтралитетом».

Бояться или нет?

В конце февраля 2022 года, через неделю после начала СВО в Кыргызстане зафиксировали резкий скачок цен на иностранную валюту. Уже к середине марта 2022 года доллар продавался по 106 сомов, хотя в середине февраля он стоил 84.

Тогда эксперты Кыргызстана забили тревогу, опасаясь за экономику республики, а прозападные специалисты заговорили о срочном бойкоте России и разрыве экономического партнерства. В свою очередь президент Кыргызстана Садыр Жапаров неоднократно заявлял о том, что Россия была и остается важным союзником республики и ни о каком разрыве отношений вопрос не стоит. 

Со временем курс доллара стабилизировался, экономические процессы нормализовались, а предсказатели краха кыргызской экономики куда-то пропали. 

Изменения в экономике Кыргызстана за год с начала СВО действительно произошли, но не в таких масштабах, какие предрекали противники России.

Так, политолог Игорь Шестаков, наоборот, отметил значительный рост товарооборота между Кыргызстаном и Россией, что несомненно является большим плюсом для страны. 

«Если говорить о прямых экономических отношениях Кыргызстана и России, то в прошлом году рост составил 82 процента, но нужно понимать, что такой подъем наблюдается благодаря параллельному импорту товаров. Прошлый год вообще полон рекордов – товарооборот между Россией и странами Центральной Азии достиг 42 миллиардов долларов, а со странами СНГ – 100 миллиардов долларов», – поделился Шестаков. 

По его мнению, угроза вторичных санкций несомненно есть, но они могут коснуться в большей степени Казахстана из-за общей границы и большего экономического веса. 

Шестаков отметил, что Кыргызстан оказался в новой для себя ситуации – вопросы политики тесно сплетаются с вопросом экономического выживания. 

«Мир переживает серьезные катаклизмы с начала пандемии, и мы так же еще не отошли от последствий того экономического кризиса. А теперь на нас могут еще наложить и экономические санкции – Всемирная торговая организация (ВТО) пытается ограничить поставки товаров из Кыргызстана в Россию. Взамен же коллективный Запад предлагает работать с договорами, подписанными в 2015-2016 годах, – ВСП+ (программа преференций от Евразийского союза, предусматривающая отмену тарифных взносов на 66 процентов позиций, – прим. ред.). 

Но эта платформа так и не заработала, потому что страны Европы укомплектованы своими товарами, конкуренты им не нужны», – подытожил Шестаков. 

Проблему общей границы Казахстана и России также затронул эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев. По его мнению, граница – это часть проблемы, тут свою роль играют и экономические возможности соседней республики, и наличие высоких технологий, которых нет у Кыргызстана. 

«Нашей стране нужно сконцентрироваться на своих интересах и на взятых ранее обязательствах. Нахождение страны в Евразийском экономическом союзе является большим плюсом для республики в связи с рядом экономических и социальных плюсов. Важно сохранять хорошие взаимоотношения со странами-партнерами», – добавил эксперт. 

Курамаев считает, что анонсированный ранее визит президента Кыргызстана Садыра Жапарова в Москву по приглашению главы России Владимира Путина – это не просто посещение парада Победы. 

«Глава Кыргызстана едет для диалога о сотрудничестве между нашими странами. На данный момент накопилось много вопросов, которые ждут ответов и решений», – подытожил Курамаев. 

Нужно наблюдать

Кыргызстану, как небольшому игроку, сейчас стоит внимательно наблюдать за происходящими в мире процессами – такого мнения придерживается экс-директор института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества, доктор экономических наук Кубат Умурзаков. 

Он отметил, что во всем происходящем есть как плюсы, так и минусы для республики.

«Сейчас Кыргызстану важно понять, как новые мировые условия влияют на экономику страны. Мы наблюдаем процесс регионализации: идет создание двух антагонистических блоков – это страны Запада и те, кто не хотят принимать их правила игры. Идет расширение действующих и укрепление уже существующих организаций, например БРИКС, ШОС, ЕАЭС. 

Для экономики Кыргызстана расширение союзов – это большой плюс, ведь растет реэкспорт. 

В 2022 году, несмотря на удручающие прогнозы специалистов, мы зафиксировали рост экономики. Помимо реэкспорта можно отметить и создание новых производств, которые связаны с релокацией фирм из России», – поделился эксперт. 

Если Кыргызстан называет себя независимой страной, считает экс-депутат Жогорку Кенеша Евгения Строкова, то республика должна уметь принимать конкретные решения.

«С Россией нас связывает ряд крупных экономических проектов – нам предоставляют ГСМ, зачастую по льготной цене, работает Российско-Кыргызский фонд развития (РКФР), реализующий множество программ. 

Через ООН Россия ежегодно выделяет Кыргызстану десять миллионов долларов на школьное питание. Сюда можно добавить и поддержку бюджета, оборонного потенциала республики и предоставление квот для абитуриентов из Кыргызстана, а западные партнеры не предлагают альтернатив, а лишь настойчиво предрекают ввод санкций», – делится Строкова.

Она отметила, что поддержка Кыргызстаном России в нынешней ситуации положит начало развитию отечественного производства в республике.

Оказывать помощь республике, по мнению экс-депутата, нужно с поддержки ее экономики, а не с навязывания ценностей, не присущих нашей стране, чем периодически занимается Запад. 

Эксперты сходятся во мнении, что риски, безусловно, есть, и вторичные санкции действительно могут быть наложены, но гораздо важнее сохранить проверенные временем отношения с надежными союзниками. 

Поделиться в социальных сетях