$ ...
€ ...
₽ ...

Россельхознадзор VS кыргызстанские чиновники. А «ларчик» просто открывался

Начиная с апреля этого года и по сей день кыргызстанскую общественность лихорадит – шутка ли, Россельхознадзор под сомнение поставил качество одного из лучших производителей мясных продуктов Кыргызстана – ОсОО «Адал Азык» (торговая марка «Тойбосс»).

Дело в том, что российское ведомство провело тест на ДНК продукции данной торговой марки и обнаружило в составе продукции мясо свинины и сои, о чем официально и заявило. 

ОсОО «Адал Азык», напомним, позиционирует себя как компания, изготавливающая мясные изделия со строгим соблюдением технологических рецептур по стандарту «Халяль».

Помимо колбасы «Тойбосс» вопросы у Россельхознадзора имелись и к кыргызстанским поставщикам форели, молока и кукурузы. Причем к первым уже как несколько лет. Но – по порядку…

Игра в «бирюльки»

Двумя месяцами ранее скандала с халяльной колбасой в Россельхознадзоре заявили о том, что ведомством на протяжении двух лет (!) неоднократно выявлялось превышения предельно допустимых уровней содержания запрещенных и вредных веществ в форели и форелевой икре, поступающих из Кыргызстана в Россию.

Уточнялось, что в ходе физического досмотра указанной продукции инспекторами службы установлены факты наличия рыбы более значительных размеров, не характерных для речной форели, что вызывает подозрения в ее происхождении.

В связи с этим Россельхознадзор в январе 2023 года инициирует проведение инспекции девяти кыргызстанских компаний-производителей рыбной продукции.

Учитывая отсутствие ответа со стороны компетентного в области ветеринарии ведомства КР, а также продолжающиеся поставки указанных товаров на территорию России, служба обратилась к кыргызстанским коллегам с просьбой с 16 февраля 2023 года приостановить сертификацию форели и форелевой икры со всех местных предприятий в адрес российских получателей.

Также уточнялось, что вопрос возобновления таких поставок будет рассмотрен только после проведения специалистами Россельхознадзора инспекций производителей рыбной продукции в Кыргызстане в период с 13 по 17 марта.

Помимо этого, ведомство обратилось в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) с целью оказания содействия в организации инспекции и участия в ней представителей комиссии.

Но и это не возымело действия и «не привело в чувство» местных производителей рыбной продукции – когда инспекторы Россельхознадзора приехали в Кыргызстан, шесть форелевых компаний от проверок отказались.

«Отказ от участия в инспекции подтверждает обоснованность претензий Россельхознадзора и возможность поставок продукции из третьих стран под видом кыргызской», — посчитали тогда в российском ведомстве.

И если производители халяльной продукции еще как-то пытались оправдаться – выступали на пресс-конференциях, демонстрировали кипу сертификатов, ссылались на проверенных поставщиков – импортеров мяса в ОАЭ и Катар, рассказывали об имеющейся электронной системе отслеживания качества сырья, и даже обвинили Россельхознадзор во лжи, то местные экспортеры рыбной продукции, простите за тавтологию, молчали, как рыбы. А опасаться, по мнению известного кыргызстанского эко-активиста Влада Ушакова, есть чего.

По его словам, форель, которую мы считаем натуральной, вовсе таковой не является.

«В наших водоемах специально выводятся гибриды лосося и форели, потому как такая рыба быстрее растет, набирает вес и более неприхотлива в содержании. Разумеется, что соответствующие ветслужбы России обратили внимание на разницу речной форели и экспортной из Кыргызстана», – рассказал корреспонденту Dostuk.Media эко-активист.

Ту рыбу, с его слов, поставляемую под видом натуральной, непонятно, чем кормят.

«Корма, как правило, завозные, а где коммерция, там правила полезности и экологичности не работают. В пищу добавляются специальные добавки, препараты — стероидные, генномодифицированные, воздействующие на рост и вес рыбы, а что в ней остается, особо коммерсантов не волнует. Наши соответствующие службы, а их не менее десятка, формально занимаются контролем разведения и поставляемой на экспорт рыбы, и если с отечественной Ветслужбой такой фокус проходит, то с зарубежными – нет», – резюмировал Ушаков. 

О молочных реках и «царице» полей и огородов

А уже в начале апреля в Кыргызстане вновь «высадился десант Россельхознадзора», но уже для проверки пяти местных молокозаводов.

Уточнялось, что сотрудники ведомства посетят лаборатории, которые исследуют молочную продукцию по показателям качества и безопасности, закрепленным в ветеринарном законодательстве ЕАЭС, а также сборные пункты.

«По результатам проведенной инспекции будут сделаны выводы об эффективности проводимого ветеринарной службой Кыргызстана контроля и надзора в отношении производителей молочной продукции, отправляемой на экспорт, в том числе в адрес российских получателей», – говорилось в сообщении.

И судя по тому, что с 21 апреля Россия ввела запрет на поставки молочной продукции со всех предприятий Кыргызстана, результаты проверки оказались неутешительными.

«В результате инспекции подтверждена неэффективность работы компетентного органа республики по обеспечению и подтверждению качества и безопасности экспортируемой в Россию молочной продукции. Службой обнаружено отсутствие надлежащего государственного эпизоотического мониторинга, а также мониторинга за качеством и безопасностью животноводческих товаров. Установлено, что в план лабораторных исследований не включена большая часть показателей, предусмотренных законодательством России и ЕАЭС», — сообщили в Россельхознадзоре.

Также отмечалось, что на предприятиях Кыргызстана «отсутствует система прослеживаемости, невозможно отследить происхождение сырья, используется молоко без документов, а продукция хранится без маркировки».

А буквально на днях специалисты Россельхознадзора выявили генетически модифицированные организмы (ГМО) в 14,2 тонны семян кукурузы из Кыргызстана.

Утверждается, что на семенной материал кыргызского происхождения объемом 356 мешков отсутствовали документы, подтверждающие сортовые и посевные качества, а маркировка (этикетка) содержала неполную информацию. Также стало известно, что продукция ввозилась в сопровождении фитосанитарного сертификата, информация в котором не совпадала с данными транспортных документов.

Российская служба подчеркнула, что необходимо как можно скорее установить место происхождения семенной продукции, а также определить первоначальный источник сырья для производства генетически модифицированных семян.

Россельхознадзор проинформировал о произошедшем Министерство сельского хозяйства КР, а заместитель директора Департамента химизации, защиты и карантина растений Марат Асыпбеков заверил, что в оперативном порядке проведет расследование причин произошедшего и направит в адрес Россельхознадзора исчерпывающую информацию.

Помимо этого, сообщалось и о том, что стороны обсудили выработку мер по предотвращению попыток ввоза кыргызского генетически модифицированного семенного материала в Россию.

ЯМЫТОЙБОСС!

После введенных российской стороной запретов экспорта вышеперечисленных продуктов кыргызстанская общественность в лице экспертов от «бюстгальтеров до боеголовок», изрядно возбудившись, принялась выдавать в «эфир» теории от «российский бизнес для устранения конкурентов «подмаслил» Россельхознадзор» до «политических игр, как с пшеницей и сырами из Беларуси, куриными лапками из Азербайджана и вином из Грузии».

В защиту колбасников выступил и глава Ассоциации развития агропромышленного комплекса Рустам Балтабаев, который озвучил свою «теорию заговора», отметив несколько странных, на его экспертный взгляд, моментов.

«Во-первых, информация (о наличии в халяльной колбасе ДНК свинины и сои, – прим. ред.) вышла в пятницу перед выходными днями, в момент, когда руководство «Тойбосс» не могло оперативно отреагировать на произошедшее.

Во-вторых, сегодня ОсОО «Адал Азык» — один из лидеров по экспорту мясных и колбасных изделий. За первый квартал 2022 года компания экспортировала 51 тонну продукции, за первый квартал этого года — порядка 144 тонн. Увеличение экспорта произошло в три раза. Мы считаем, что в этой ситуации могла иметь место нечистоплотная конкурентная борьба в рамках ЕАЭС», — заявил в ходе пресс-конференции Балтабаев.

Отреагировали на ситуацию и в Торгово-промышленной палате Кыргызстана, и в …Американской торговой палате в КР. Обе организации «выразили уверенность в качестве и безопасности продукции».

За компанию вступилось и Министерство сельского хозяйства Кыргызстана, чей замглавы Мурат Раматов 12 апреля в ходе заседания Жогорку Кенеша заявил, что по результатам проведенных в нашей республике анализов ДНК свиньи в колбасе «Тойбосс» не обнаружено, а руководство департамента ветеринарии вылетело в Россию для переговоров. О чем договорились стороны, и кто кому что доказал, пока неизвестно.

О поиске черной кошки в темной комнате…

Самая сложная ситуация, по мнению политолога Шерадила Бактыгулова, – это запрет на ввоз в Россию молока. И это проблема отнюдь не фермеров, а как нерадивых чиновников Министерства сельского хозяйства, так и районных и областных звеньев данного ведомства, не проводивших соответствующие работы.

«Технический регламент ЕАЭС о безопасности молока и молочной продукции принят в 2013 году, Кыргызстан стал полноправным членом организации в 2015 году, а надлежащая работа по сбору, хранению, проверке, по экспертизе молока фактически не велась. 

Как результат – молоко признано некондиционным, и страдает уже производитель продукции, который использует его», – поделился мнением с корреспондентом Dostuk.Media Бактыгулов, подчеркнув, что «Россельхознадзор регулярно проводит подобные проверки на территории всех субъектов Российской Федерации».

«Закуп продукции делается в магазинах регулярно, а после проводится проверка по 30 параметрам. И в ситуации с молоком и кабинету министров, и Минсельхозу необходимо в первую очередь принять меры по ликвидации выявленных недостатков. Необходим надлежащий документооборот, отсутствие которого свидетельствует о том, что в Кыргызстане есть черный рынок молочной продукции», – считает политолог.

Бактыгулов привел в пример случай, когда при задержании владельца компании «Умут и Ко» и обыске у него нашли сумасшедшую по меркам Кыргызстана денежную сумму и тетрадку, в которой буквально указывалось, что данные средства предназначены на закупку молока.

«Это признаки «черного рынка» и нам уже давно пора переходить на «белый». К сожалению, кыргызские фермеры проиграли «соревнования» кыргызским колхозам, так как сами они не в силах обеспечить надлежащее исполнение пунктов технического регламента по сбору молока и его хранению в холодильных установках. Эта задача должна совместно решаться кабмином и Минсельхозом республики», – добавил Бактыгулов.

Что же касается запрещенной к ввозу кыргызстанской форели, то политолог согласился с озвученным выше мнением эко-активиста Влада Ушакова.

«Благодаря Россельхознадзору мы теперь все знаем, какой рыбой нас кормят недобросовестные производители, также подорвавшие конкурентную способность добросовестных форелевых хозяйств. Теперь в России говорят о том, что кыргызская форель некондиционная, что в свою очередь снизило ее продажи, даже если она и сертифицирована», – рассказал Бактыгулов.

Политолог напомнил, что Россельхознадзор в течение двух лет обращался в Ветслужбу Минсельхоза, указывая на выявленные недостатки.

«Ветподразделения министерства сертифицируют рыбу, не отвечающую техническим регламентам ЕАЭС, основанным на международных стандартах безопасности и качества ISO, и искренне полагать, что такую рыбу с радостью купит тот же Китай или Эмираты, не надо. В КНР еще более жесткие требования к стандартам пищевой безопасности.

Нужно понимать, что это проблема не целой отрасли, а конкретных рыбоводов, которая решается административным путем. Так как уже идет речь о том, что наносится ущерб здоровью не только гражданам Российской Федерации, но и кыргызстанцам, потому что забракованная Россельхознадзором партия рыбы наверняка попала на прилавки Бишкека, в кафе и рестораны», – считает политолог.

По его мнению, в ситуации с запретом кыргызстанской форели нет вины ни Россельхознадзора, ни Минсельхоза, ни рыболовецкой отрасли или ассоциации, но исключительно действия недобросовестных предпринимателей привели к ситуации с запретом на ее ввоз.

Что же касается ситуации вокруг семян кукурузы, политолог напомнил, что Кыргызстан является подписантом Картахенского протокола, разрешающего ввоз и воспроизводство растительной продукции и семян ГМО.

«Россия же не присоединилась к данному протоколу, в связи с этим ввоз на ее территорию ГМО-семян возможен исключительно в научных целях. Ну завезти можно полкилограмма, ну килограмм, а тут 14 тонн ГМО-кукурузы, при этом в сопроводительных документах не указывалось о наличии ГМО, а фитосанитарные сертификаты не соответствовали транспортным накладным. Проще говоря, обычная контрабанда, которой должен заниматься Госкомитет национальной безопасности КР», – пояснил политолог.

Исходя из этого, по мнению Бактыгулова, объединять все вышеперечисленные случаи и говорить о том, что «это целенаправленная политика в отношении Кыргызстана», нельзя, и уж тем более думать о том, что российские производители хотят захватить молочный рынок Бишкека… 

По его мнению, у нас он очень маленький, как и экономика страны, и россиянам с их объемами наш молочный рынок неинтересен. У них имеется сбыт в арабские страны, Монголию, Китай, Малайзию и Турцию. И с точки зрения логистики, и с налаженным платежами, и объемами рынка.

Вот вам ключ, а не отмычка!

Точки на «i» поставил кабмин Кыргызстана, не поддавшийся на эмоции предпринимателей, а также на охи и вздохи сочувствующих и ищущих политмотив «экспертов».

Глава правительства Акылбек Жапаров в ходе совместного заседания парламентской фракции «Ата-Журт Кыргызстан» и депутатской группы «Мекенчил» сообщил, что 3 мая в Кыргызстан прибудут представители Россельхознадзора и они вместе наведаются в лаборатории.

Председатель кабмина подчеркнул, что российские специалисты и раньше приезжали с проверкой, и их претензия в том, что «мы оснастили лабораторию атомным спектрометром, обучили 24 человека, а как оказалось, этот спектрометр в последний раз включался в мае 2020 года, хроматографы тоже не работали с 2020 года якобы из-за того, что у них нет реагентов или еще чего-то».

«Мне самому было стыдно. Если мы решим этот вопрос, Россия готова возобновить импорт кыргызской продукции, и здесь нет никакой политики», – добавил Жапаров.

Более того, чиновникам Минсельхоза КР в ходе встречи в Москве с представителями Россельхознадзора популярно объяснили, в чем проблема, а именно:

·   молочные компании не предоставили результаты мониторинговых исследований на лейкоз, паратуберкулез и контагиозную плевропневмонию крупного рогатого скота;

·   отсутствие документов, подтверждающих эффективность проведения вакцинации от ящура;

·   предприятия не владели информацией о применяемых на фермах лекарственных препаратах.

То есть фактически доказали Минсельхозу КР «формальный подход ветеринарных специалистов Кыргызстана к включению местных предприятий в реестр поставщиков стран ЕАЭС и к проведению госконтроля за осуществляемыми ими отправками продукции в Россию».

Кроме того, в ряде случаев кыргызстанские производители не смогли подтвердить происхождение сырого молока, хранящегося на заводе без маркировки. Это же касалось и результатов проверок рыбопроизводителей Кыргызстана. 

Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт отметил готовность России закупать кыргызстанскую продукцию – при наведении порядка в надзорной деятельности и внедрении цифровых технологий прослеживаемости продукции, которые станут гарантом безопасности и качества. Также возврат на российский рынок производителей рыбной и молочной продукции Кыргызстана будет возможен только после повторной инспекции.

Отметим, что два дня назад были сняты временные ограничения на поставки в Россию рыбной продукции с кыргызстанских предприятий «Аква Пром» и «Тянь-Шань-Фиш». 

Продукция этих двух предприятий будет экспортироваться в Россию в режиме усиленного лабораторного контроля с последующим отбором проб по показателям качества и безопасности, предусмотренным ветеринарным законодательством ЕАЭС.

А накануне выхода материала стало известно, что 2 мая в Кыргызстан приедут представители Россельхознадзора для обучения кыргызских специалистов проведению лабораторного мониторинга животноводческой продукции, в том числе молочной и рыбной продукции, а также для обмена опытом по контролю и надзору за качеством и безопасностью пищевой продукции.

Кроме этого, делегация российской службы посетит Республиканскую центральную государственную ветеринарную лабораторию для оценки оснащения и определения уровня квалификации кыргызских коллег. 

«Запланированные мероприятия позволят укрепить взаимоотношения стран в области ветеринарного надзора, а также обеспечить безопасность животноводческой продукции, поступающей в адрес российских потребителей», – добавляет Россельхознадзор.

А вот о кыргызстанских потребителях приходится беспокоиться самим потребителям, которых мало того что обманывают свои же отечественные производители, так еще и «эксперты» вместо того, чтобы разобраться и вникнуть, плодят всякого рода теории заговора.

Ларчик-то просто открывается, нужно только ключ использовать, а не взламывать его.

Анара МАМЫТОВА.

Поделиться в социальных сетях