$ ...
€ ...
₽ ...

Эксперт: «Опыт России поможет в борьбе с информационным террором столичных школ» 

С начала 2023 года бишкекские школы, колледжи и вузы лихорадит сообщениями на электронную почту о якобы заложенной взрывчатке. С января по апрель текущего года было четыре эпизода массовой эвакуации в образовательных учреждениях столицы. На местах работали правоохранители и спецслужбы – бомб не обнаружили. 

В отличие от учеников и студентов, которые радуются прерванным занятиям, депутаты и правозащитники обеспокоены. 

По мнению последних, ложные сообщения о взрывных устройствах могут усыпить бдительность общественности. Более того, по данным правоохранительных органов и службы безопасности, государство расходует значительные ресурсы, реагируя на вызовы. Депутат Жогорку Кенеша Суйун Омурзаков в ходе очередного заседания в парламенте озвучил сумму в размере 55 тысяч сомов, которую тратит милиция только на один выезд. 

Увы, в Госкомитете нацбезопасности (ГКНБ) страны  заявляют, что выявить злоумышленников пока не удается. 

26 апреля 2023 года заместитель председателя ГКНБ Айбек Шаменов сообщил, что аккаунты и почтовые адреса, с которых отправляются сообщения, зарегистрированы на территориях России и Украины.    

Кыргызстанский политолог Шерадил Бактыгулов считает, что версия о зарубежном происхождении информационного террора похожа на правду. 

Подобные явления с массовыми сообщениями о минировании общественных мест в России, рассказал он корреспонденту Dostuk.Media, начались еще в 2014 году, а в 2021-2022 годах они стали еще более частыми.

С июня 2022 года в России стали применять специальные методические руководства для следователей, оперативников и технических сотрудников,  позволяющие вычислять злоумышленников, и благодаря им спецслужбы узнали о существовании закрытых сообществ в Telegram и в других мессенджерах и социальных сетях, где существуют целые иерархии. 

Есть так называемые «солдаты», а задержания говорят о том, что среди них были и подростки 14-16 лет. За каждое сообщение такого характера платят определенную сумму, и таким образом кто-то из них зарабатывает, а кто-то делает это ради самоутверждения, мол «какой я крутой, заставил правоохранителей побегать», – добавил эксперт.

Бактыгулов также подчеркнул, что, согласно информации из открытых источников, часть задержанных за ложные сообщения о бомбах в России признавались в том, что их курирует Украинский центр информационно-психологических операций. 

Это движение известно не только на постсоветском пространстве, но и в США и в других странах. Оно называется «сваттинг» – от английской аббревиатуры SWAT, что означает Special Weapons Attack Team или «штурмовая группа со специальным вооружением». Считаю, что для того, чтобы кыргызстанские оперативники смогли вычислить злоумышленников, им нужна кооперация с правоохранительными органами России в рамках существующих договоренностей, – заключил эксперт.

Отметим, 8 мая в Москве президент Кыргызстана Садыр Жапаров и глава России Владимир Путин приняли совместное заявление об углублении отношений стратегического партнерства и союзничества, состоящее из 21 пункта. 

Среди них имеется договоренность о том, что правоохранительные органы и спецслужбы обеих стран намерены взаимодействовать в сферах борьбы с международным терроризмом и информационной безопасности.  

Добавим, что реализация данной договоренности уже началась. 

Так, накануне в Москве состоялась встреча министра внутренних дел Кыргызской Республики Улана Ниязбекова и главы полиции Российской Федерации Владимира Колокольцева

Силовики подписали Соглашение об информационном взаимодействии и обмене информацией в электронном виде по вопросам, относящимся к компетенции органов внутренних дел. 

Глава российского ведомства проинформировал о готовности оказывать дальнейшее содействие в области подготовки кадров, в том числе по линии противодействия киберпреступности.

Поделиться в социальных сетях