$ ...
€ ...
₽ ...

Новое мироустройство. Настало время всем определиться 

Среди стран Центральноазиатского региона Кыргызстан, пожалуй, остается основной площадкой, на которой экспериментируют «мягкие силы» главных геополитических игроков, таких как Россия, США, Китай, Турция. И если первая, успешно проводя специальную военную операцию на Украине, не забывает о небольших, но значимых ближайших союзниках, как наша республика, оказывая многолетнюю поддержку и в экономике, и в военно-техническом оснащении, и в гуманитарной сфере, то коллективный Запад не только не устает подавать сигналы руководителям центральноазиатских государств о необходимости разрыва отношений с Россией, но и усилил борьбу в этом направлении. 

Угрозы «доброго» дяди Сэма

Безусловно, страны Центральной Азии извлекают свою выгоду из текущей ситуации в противостоянии России и Украины, и у государств ЦАР появилась возможность для ускоренного развития в сфере экономики.

Отметим, что ни одна из стран ЦА не поддержала антироссийские ограничения, что, в свою очередь, увеличило объем товарного оборота как с Российской Федерацией, так и внутри центральноазиатских стран.

Именно этим и обеспокоен Запад, намеренно усиливающий антироссийскую риторику, стремясь занять ведущую роль в этом регионе. По данным СМИ, летом прошлого года поставки европейских и американских товаров, попавших под санкции, в Кыргызстан и в другие центральноазиатские страны выросли на 80 процентов. 

Помимо этого, в разы увеличился и экспорт из стран ЦА в Россию, поэтому Запад утверждает, что именно страны Центральной Азии не дают России «ощутить всю тяжесть наложенных на нее ограничений». С этим и было связано недавнее посещение делегацией высокопоставленных чиновников государств – так сказать, сигнал Кыргызстану, что в странах Запада видят серьезную проблему в обходных путях, выстроенных с целью нарушения установленных ими санкций.

Напомним, в конце апреля глава директората по санкциям Министерства иностранных дел и международного развития Великобритании Дэвид Рид  в ходе визита в Кыргызстан заявил, что «все хотят окончания войны в Украине, а санкции – это один из способов ее закончить».

Он напомнил, что санкции, примененные к России со стороны многих стран, беспрецедентные и они якобы «сокращают возможности РФ вести войну, но Россия старается всеми способами избегать их».

А чуть раньше Бишкек, Алматы и Астану посетила делегация во главе с помощником министра финансов США Элизабет Розенберг, заявившая о том, что Министерство финансов США предлагает странам принять конкретное деловое решение: сохранить вовлеченность в глобальную экономику или оказывать материальную поддержку российской войне и лишиться доступа на самые важные рынки мира.

«Мы понимаем, что Кыргызстан не применил санкции в отношении России из-за сильных исторических и культурных связей и что торговля между странами будет продолжаться», – сказал Рид, добавив, что «они не призывают Кыргызстан изолироваться от России, они лишь просят, чтобы Кыргызстан работал совместно с ними для уменьшения объема экспорта товаров, которые могут быть использованы в войне».

Однополярный мир. Разрушение

Ни для кого не секрет, что именно сейчас формируется многополярный мир: с одной стороны – англосаксонский, с другой — весь остальной, включая Латинскую Америку, Африку, Россию и Китай.

Так, по мнению ветерана спецслужб и эксперта по национальной безопасности Таалайбека Джумадылова, в настоящее время происходят поистине тектонические события, которые определят судьбу человечества на ближайшие десятилетия. А именно «демонтаж однополярного миропорядка» и «начало формирования нового многополярного мироустройства».

Однополярный мир – это геополитическая концепция, сложившаяся после завершения «холодной войны» и распада СССР, согласно которой единственным доминирующим центром современной системы международных отношений являются США. 

Отметим, в 2007 году в ходе Мюнхенской конференции по вопросам безопасности президент России Владимир Путин дал следующее определение однополярного мира: 

«Это один центр власти, один центр силы, один центр принятия решения. Это мир одного хозяина, одного суверена. И это в конечном итоге губительно не только для всех, кто находится в рамках этой системы, но и для самого суверена, потому что разрушает его изнутри».

Так, по словам политического обозревателя Джоша Хаммера, первые признаки крушения однополярного мира появились в результате попыток США сменить иностранные режимы – в Афганистане, Ираке, а также Ливии.  Эксперт отмечал, что явные неудачи войн за смену режимов стоили США «огромной крови и гигантских денег». Однако, по мнению Хаммера, более важным был скрытый в них исторический символизм о том, что «Америка всемогуща».

«Эффективная государственная политика требует принятия мира таким, какой он есть, а не выдумывания того, каким он мог бы или должен был бы быть. И это означает признание конца однополярной эпохи», — считает Хаммер.

Мы наш, мы новый мир построим…

Понимает это и коллективный Запад, проигравший геополитическую борьбу на Ближнем Востоке и в Афганистане, сегодня пытаясь через Центральную Азию разорвать экономические и военные связи стран региона с Россией, КНР и Индией, взять под контроль транспортные узлы Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана как альтернативу китайскому проекту «Один пояс — один путь» и российскому транспортному коридору «Север — Юг», продолжать сеять хаос в регионе, создавая угрозы для России на южных границах.

Ну а какими методами коллективный Запад привык добиваться желаемого, всем хорошо известно – это и поддержка и финансирование террористических и экстремистских организаций, искусственная генерация противоречий и территориальных претензий в регионе, имущественное расслоение кланов, власти и социальных групп, расширение сети биологических лабораторий, совместные военные учения, а также колоссальное вливание денежных средств в так называемые «независимые» СМИ под ширмой «демократических ценностей». 

Не забывая прошлого

Но противостоять этому можно и нужно, для этого необходимо развивать добрососедские отношения с народами ЦАР, их самоидентификацией на основе традиционных ценностей, тем более что со странами региона у России много общего.

Например, богатая история совместного проживания в рамках единого государства — СССР. А присутствие глав государств ЕАЭС, ОДКБ и Центральной Азии на Параде Победы в Москве 9 мая 2023 года продемонстрировало всему миру, что для бывших постсоветских республик историческая память – не пустой звук, отказываться от общего великого прошлого никто не намерен. 

Помимо общих границ и благоприятной возможности для экономического сотрудничества, у нас достаточно близкие ценностные основания православной и исламской религий, а также возможности обеспечения безопасности в рамках СНГ, ШОС и ОДКБ. Более того, не стоит забывать и о большом количестве трудовых мигрантов из Центральноазиатского региона в России.

И пока страны Центральной Азии занимали выжидательные позиции, демонстрируя нейтральность по ситуации с СВО, и многовекторность была им удобна для извлечения тех или иных выгод, 9 мая 2023 года, скорее всего, станет переломным моментом для Запада в отношении союзников России по ОДКБ, ЕАЭС.

Как считает Таалайбек Джумадылов, анализ складывающейся ситуации в мире, регионе и стране диктует необходимость принятия в самое ближайшее время некоторых шагов. 

По его мнению, следует объективно оценить эффективность всех наших систем общественного устройства, госуправления и обеспечения национальной безопасности через призму их способности дать адекватный ответ на новые глобальные вызовы, выработать и принять превентивные меры реагирования на традиционные и новые угрозы.

«Необходимо определить образ будущего, то есть найти ответы на вопросы: кто мы? Куда и с кем мы пойдем? Кто наш союзник? С кем нам не по пути?» – считает эксперт. 

Он пояснил Dostuk.Media, что прежде всего нужно начать с глубокого осмысления происходящих процессов – забыть обо всех политических противоречиях и разногласиях, отказаться от взаимных упреков и демонстрации своей «большей патриотичности». 

Иными словами, нужно помнить, что и решение проблем безопасности в любой из стран Центральной Азии априори невозможно без участия России. Из недавних примеров – обеспокоенность стран ЦАР в связи с приходом к власти в Афганистане движения талибов (запрещено в Кыргызстане, – прим. ред.) или январские события 2022 года в Казахстане.

Пришло время не только Кыргызстану, но и всем странам ЦАР определиться, с кем они, где хотят оказаться, а после – быть готовыми к трудностям, которые могут последовать… 

P.S. Накануне выхода материала стало известно о том, что Бишкек готов сотрудничать с Москвой.

Об этом, отвечая на вопрос, может ли угроза вторичных санкций влиять на отношения России и Кыргызстана, заявил глава кыргызстанского МИД Жээнбек Кулубаев в интервью журналисту Павлу Зарубину в программе «Москва. Кремль. Путин» на канале «Россия 1».

Формированию нового мироустройства будет посвящена VII Международная научно-практическая конференция «Россия и мир: диалоги — 2023. Цели и ценности» которая пройдет на площадке Российской академии образования (РАО).

Доступно онлайн-участие в мероприятиях по предварительной регистрации:

16 мая, Москва: https://docs.google.com/forms/d/1AaKNj81cBYPPnrW6gzzomQYclNNUk2qModRd3LUtn90/edit

Англ: https://docs.google.com/forms/d/1NgkXoxJfzE8TV2qbAwETAw54PuZsLG3byKgyDXIRkQs/edit

25 мая, Ереван: https://docs.google.com/forms/d/1A3yE7cM7Axyea03shNNSfxGTr6i0yqxMoYzCuXPEUmY/edit

30 мая, Тирасполь: https://docs.google.com/forms/d/1jELiXqnLxSrH13nOQ3JyH_C9LI1BtKFp_UiX17It-_g/edit

Анара МАМЫТОВА.

Поделиться в социальных сетях