$ ...
€ ...
₽ ...

Какие страны входят в стратегический треугольник XXI века, рассказал российский эксперт

Как будет распределяться влияние мировых держав – США, Китая и России в XXI веке, а также что из себя представляет современный стратегический треугольник, рассказал сегодня, 16 мая, директор Института США и Канады имени академика Г.А. Арбатова РАН, доктор исторических наук Валерий Гарбузов в своем докладе на VII международной научно-практической конференции «Россия и мир: диалоги – 2023. Цели и ценности», которая проходит сегодня на площадке Российской академии образования в Москве. 

Эксперт считает, что современный многополярный мир несет с собой различные центры силы, которые притягивают «игроков» и формируют оси конфронтации или взаимодействия.  

– Уже прошла четверть XXI века, еще одна четверть пролетит незаметно и будет уже середина столетия, и, на мой взгляд, политическое устройство мира к этому времени можно будет изобразить в виде треугольника. Здесь мы видим три крупных игрока. Самый влиятельный – это США, чуть меньше – Китай, еще поменьше – Россия.

Это три державы, которые имеют продуманные и не очень программы глобального лидерства. Самый главный локомотив, конечно, США. Я не буду приводить массу аргументов, почему это так, но поверьте на слово: четверть экономики мира приходится на Штаты. 

Страна руководит военно-политическими блоками, сколотила антироссийскую коалицию, состоящую из 50 стран. Это надо уметь! Поэтому доминирующие силы США будут сохраняться до середины века точно, – считает спикер.

В качестве второго крупного мирового игрока эксперт назвал Китай. Гарбузов обозначил Китайскую Народную Республику как «неформальную империю», объяснив это тем, что 80 процентов рынка США – товары из Китая, более того, на всей территории Африки массово реализуются китайские проекты.

Третья значимая, по словам историка, империя – Россия. Однако здесь Гарбузов подчеркивает, что не стал бы называть ее «неформальной империей», скорее это «держава, которая переживает сейчас постимперский синдром».

– Когда распался СССР в 1991 году, не было резкого болезненного восприятия этого события. Оно  проявилось в послеельцинский период, спустя 21 год. Подобные явления происходят со всеми империями – появляется ностальгия по утраченному величию. 

Если обратиться к истории, мы видим, что после того, как империи теряют величие, идут колониальные войны, метрополии пытаются удержать свои колонии. К сожалению, у России как у метрополии такого сделать не получилось. Я считаю, что это самая большая беда нашей страны. Постсоветское пространство и российское приграничье остались сами по себе, – резюмировал спикер.

Гарбузов подчеркнул, что между тремя «вершинами треугольника» есть свои оси или «геополитические программы». 

По мнению историка, в этой схеме есть две конфронтационные оси: американо-китайская и российско-американская.

– Китай и США жить друг без друга не могут. Идут торговые войны, страны ругаются, но продолжают строить отношения. В эту ось вмонтирован механизм регулирования конфронтации, и он не дает отношениям взорваться.

Ось между Россией и США можно назвать «санкционной спиралью». Она имеет негативное содержание, оно будет и далее. Сколь долго – невозможно сказать, в этой спирали нет механизма регулирования, и этим она и опасна, – отметил выступающий. 

В качестве еще одной оси эксперт выделил линию взаимоотношений между Китаем и Россией. Гарбузов назвал страны «стратегическими партнерами до определенных пределов».

Напомним, ранее мы писали о возможности подключения онлайн к сессиям VII международной научно-практической конференции «Россия и мир: диалоги – 2023. Цели и ценности» , а также к дискуссиям в рамках круглых столов на региональных площадках.

Поделиться в социальных сетях