$ ...
€ ...
₽ ...

Министр энергетики РФ о Камбар-Ате: Не так все красиво, как на бумаге, практика показывает обратное

В этом проекте (строительство ГЭС «Камбар-Ата-1», – прим. ред.) Россия может координировать работу такого объекта в 1 тысячу 700 мегаватт. Об этом сегодня, 24 мая, в ходе II Евразийского экономического форума сообщил глава Министерства энергетики РФ Николай Шульгинов, выступая в секции «Энергетическая безопасность и экономический рост».

По его словам, интересы у одних (участников строительства ГЭС – Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, – прим. ред.) – энергетика, у других – водные режимы, и мы постоянно об этом говорим, что России там не хватает как независимого координатора работы данного объекта.

«Поэтому не так все красиво, как на бумаге, практика показывает другое. По документам все очень хорошо, три миллиарда долларов инвестиций, а по нашим расчетам как минимум пять-шесть миллиардов», – заявил Шульгинов.

Глава Минэнерго России также усомнился в большом росте потребления электроэнергии в Центральной Азии.

«Цифрам роста на 50 процентов потребления я не верю, таких данных у нас нет. Может быть, это какие-то отдельные локальные регионы. Я понимаю, что выступают представители ЕАБР, но здесь сидят больше практики, которые понимают, что и где строить и какой эффект мы получим», – сказал Шульгинов.

В свою очередь заместитель председателя правления Евразийского банка развития Ярослав Мандрон сообщил, что действительно средняя цифра по росту потребления электроэнергии в регионе составляет 34 процента, а отдельные территории действительно могут иметь рост более 50 процентов.

«И с точки зрения Куланака (ГЭС «Куланак» на реке Нарын, – прим. ред.), мы как раз понимаем, что очень большое количество вопросов, как и то, что технико-экономическое обоснование (ТЭО) разработано много лет назад. 

В первую очередь нужно оптимизировать и еще раз просчитать последствия и экономические эффекты, а ЕАБР готов выделить инвестиционный ресурс для проведения такой работы. Если у заказчиков будет такой интерес, то мы готовы поучаствовать», – добавил Мандрон и рассказал также о планах в инвестировании энергетических проектов.

Гидропотенциал Центральноазиатского региона по зеленой энергетике, по его мнению, на долгие годы закрывает проблему с нехваткой электроэнергии в странах ЕАЭС.

«Если говорить про ЕАБР, то в настоящий момент мы действительно работаем над шестью проектами – это около 4,5 миллиарда долларов инвестиций, но я бы хотел остановиться на двух проектах, которые, как нам кажется, наиболее эффективно решают ту проблему, о которой мы сегодня говорим. И самый важный с точки зрения Центральной Азии – это строительство Камбаратинской ГЭС-1.

Да, это дорогой проект, стоимостью около трех миллиардов долларов, но при этом, как нам представляется и как наш анализ показывает, он решает очень много проблем с пиковой нагрузкой в Южном Казахстане и в Узбекистане, а также решает проблему дефицита электроэнергии для Кыргызстана на много лет вперед. 

И мы можем предложить свои финансовые, аналитические ресурсы для того, чтобы сегодня по крайней мере уже начинать актуализировать технико-экономическое обоснование по этому проекту, здесь мы открыты для работы.

И второй проект, на котором я бы хотел остановиться и который, я думаю, может обсуждаться, – это строительство ЛЭП (линии электропередачи, – прим. ред.) постоянного тока, пропускной мощностью до 1 тысячи 200 мегаватт, которая позволит соединить ГЭС Сибири с Центральной Азией.  

Мы проанализировали альтернативные варианты строительства новой генерации для потребителей, и строительство ЛЭП, по нашим расчетам, по крайней мере на 30 процентов дешевле, нежели строительство новой генерации в Центральноазиатском регионе», – рассказал представитель ЕАБР.

Как пояснил министр энергетики России Николай Шульгинов по проекту строительства ЛЭП, «мы выходили с этим предложением и хотели обсуждать эту тему как Камбар-Ату, но потом почему-то Россия в планах исчезла».

«Особенно Казахстан, который не пошел на обсуждение. Сейчас они снова говорят, что можно так, а можно решить проблемы слабого сечения между Севером и Югом Казахстана, но пока окончательного решения нет. Необходимо еще проанализировать все водные режимы в Сибири, а то время идет, и мы тоже смотрим и на рост потребления электроэнергии, и на изменение водных балансов. Поэтому чтобы войти и опять заниматься, нужно снова вернуться к анализу.

Поэтому нам всем нужно быть аккуратными с такими крупными проектами, и понимать не только кто будет строить и за какие деньги, или какая будет окупаемость, но и как потом этот объект будет работать», – сказал Николай Шульгинов, добавив, что «Камбар-Ату уже раз пытались реализовать, как и Верхне-Нарынский каскад ГЭС»… 

В свою очередь министр энергетики Кыргызстана Таалайбек Ибраев пояснил, что «в Кыргызстане дефицит электроэнергии на данный момент три миллиарда, а ежегодная выработка электроэнергии составит 5 миллиардов 600 мегаватт».

«Камбар-Ата будет не одна, дополнительно строятся три источника генерации электроэнергии – это еще около трех миллионов мегаватт электроэнергии. В ближайшем будущем вы увидите этот мегапроект, и, как выше коллеги озвучили, – это зеленая энергетика и цена даже в час пик будет стоить за один киловатт-час электроэнергии – восемь центов», – пояснил Ибраев.

Глава Минэнерго России Шульгинов повторил, что «у каждой из трех сторон (участников проекта «Камбар-Ата», – прим. ред.) есть свои интересы, и они не все одинаковы. 

«Поэтому я и говорю, что не просто потом будет управлять этим проектом. Поэтому нужно еще раз все… Как по-русски говорят – будем посмотреть», – заключил глава Минэнерго РФ.

Поделиться в социальных сетях