$ ...
€ ...
₽ ...

Феликс Кулов: В паспорте гражданина КР теперь графа «отчество» должна называться «матчество»

Кыргызстанский политик и лидер партии «Ар-Намыс» Феликс Кулов прокомментировал Dostuk.Media решение Конституционного суда, что «по достижению совершеннолетия гражданин, который по тем или иным причинам, в том числе пережитым жизненным трагедиям, не приемлет мужское имя в качестве элемента своего полного имени, он должен иметь право выбора между отчеством и матчеством».

По его словам, после решения Конституционного суда в паспорте теперь официально графа под названием «отчество» должна называться «матчество».

Ранее Конституционный суд Кыргызстана  разъяснил принятое решению по матчеству.

По мнению политика, в статье 24 Конституции КР сказано: «В Кыргызской Республике мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

Вместе с тем в статье 21 Конституции КР указано, что «Государство заботится о развитии культуры народа Кыргызстана, сохраняя обычаи и традиции, не ущемляющие прав и свободы человека».

«Если мы посмотрим остальные статьи конституции, то в них речь идет о конкретных экономических, политических, социальных, гражданских и прочих общепризнанных правах, но ни одно из них, даже с натяжкой нельзя притянуть, чтобы можно было их использовать для признания того, что отсутствие матчества в обычаях и традициях нашего народа относится к разряду ущемляющих права и свобод человека», – считает Феликс Кулов.

На мой взгляд, говорит политик, Конституционный суд неправомерно дал расширительное толкование статей конституции, не поддержал, что государство обязано сохранять наши обычаи и традиции, признав отсутствие матчества ущемлением прав и свобод человека.

«Понятно, что норма о матчестве относится к тем случаям, когда человек указывает свое имя, отчество и фамилию. Проще говоря, в русском варианте. Но в таком случае нет запрета на то, что по аналогии можно ее применять и к кыргызскому варианту, когда человек в качестве своей фамилии указывает имя отца с добавлением «уулу». Но теперь получается, что вместо имени отца теперь можно будет вписывать имя матери.

Вопрос: нарушаются ли в указанных случаях наши традиции и обычаи и ущемляют ли они права и свободы человека, если он решил вписывать вместо отца имя матери?» – задается вопросом главный арнамысовец страны.

Феликс Кулов соглашается с разъяснением Конституционного суда, что «могут иметь место различные обстоятельства, в том числе жизненные трагедии, но тем не менее, все эти обстоятельства, по моему мнению, не затрагивают перечисленные в Основном законе страны права и свободы человека».

Однако все вопросы, связанные с изменением отчества и фамилии, подчеркивает политик, можно решать в рамках Семейного кодекса.

«Например, изменить неблагозвучно звучащую фамилию и взять вместо фамилии отца фамилию матери, также разрешить взять себе любое отчество, не зацикливаясь при отсутствии отца на необходимости выбора матчества. И потом, мало кто задумывался о том, как матчество может отразиться на судьбе ребенка в нашем традиционном обществе, сохранившем многие архаичные моменты. Как себя будет чувствовать ребенок, например, с такими красивыми именами, но непривычными для нашего восприятия отчествами-матчествами, как, например, «Айчурекович» или «Салтанатович» или «Айгүлевич». Еще более странно будут звучать в чисто кыргызском варианте: «Ташмат Айгүл уулу», «Эшмат Айчүрөк уулу», – пояснил Феликс Кулов.

Он напомнил, что женщину, обратившуюся в Конституционный суд, чтобы человек мог использовать вместо отчества матчество, зовут Алтын. С матчеством «Алтынович» у ее ребенка не будет проблем в будущем, но не всем может повезти с матчеством.

«Остается надеяться, что при выборе отчества-матчества своему ребенку мать взвесит и учтет все возможные последствия такого решения, а также возможную реакцию – «эл эмне дейт». Как говорится, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. В общем, разрешение на матчество получено, но как его использовать – здесь уже остается полагаться на здравомыслие каждого человека», – резюмировал политик.

Напомним, глава Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК) Замир Ракиев выступил против матчества, считая, что каждый ребенок должен знать свой род.  Глава ДУМК также добавил, что «от Адама до наших дней все поколения людей во всех странах давали сыновьям и дочерям отчество». Он напомнил, что кыргызы запоминают имена своих семи предков, благодаря этому они знают о своем происхождении, и отметил, что «матчество может нанести ребенку психологическую травму, дискриминировать его в глазах общества, и такие опасные инициативы уничтожают корни нации».

Свою позицию по ситуации с матчеством ранее озвучил и государственный секретарь КР Суйунбек Касмамбетов, который считает, что «линию предков кыргызы составляют только по отцовской ветке».

Поделиться в социальных сетях