$ ...
€ ...
₽ ...

Кабмин Кыргызстана вынес заключение по законопроекту «О некоммерческих организациях»

Кабинет министров считает, что законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» и в Уголовный кодекс Кыргызской Республики)» надо доработать с учетом ряда замечаний и предложений и провести анализ регулятивного воздействия на законопроект. Об этом говорится в заключении кабмина к законопроекту. Распоряжение направлено в Жогорку Кенеш.

Напомним, в ноябре 2022 года депутат Жогорку Кенеша Надира Нарматова предложила ужесточить контроль за НКО, занимающимися политикой. Так, она вынесла на общественное обсуждение поправки в законы «О некоммерческих организациях», «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)» и Уголовный кодекс КР.

Как говорится в заключении кабмина, законопроектом предлагалось установить, что под иностранной некоммерческой организацией понимается организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Кыргызской Республики в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

Однако, пишет кабмин, неясна необходимость определения понятия «иностранная некоммерческая организация», так как статья 1 Закона «О некоммерческих организациях» устанавливает, что указанный закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией НКО, в том числе иностранных НКО, действующих на территории Кыргызской Республики.

В соответствии со статьей 2 вышеуказанного закона учредителями некоммерческих организаций могут быть юридические и дееспособные физические лица независимо от места регистрации юридических лиц и места жительства или гражданства физических лиц.

Членами НКО могут быть юридические и физические лица независимо от места регистрации юридических лиц и места жительства или гражданства физических лиц.

Таким образом, Закон «О некоммерческих организациях» уже определяет, что организация, созданная за пределами Кыргызской Республики, будет подпадать под иностранную организацию. Деятельность такой организации в настоящее время регулируется нормами Закона КР «О некоммерческих организациях», отмечает кабмин.

По части 3 статьи 11 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», при необходимости уточнения терминов и понятий, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья (пункт), разъясняющая их значение.

В соответствии с пунктом 5 Инструкции по законодательной технике, утвержденной постановлением Жогорку Кенеша от 26 июня 2015 года № 5389-V, при использовании терминов следует исходить из их общепринятых определений. В случае необходимости в проекте дается определение (толкование) юридических, технических и других специальных терминов.

Поскольку дефиниции в нормативных правовых актах даются для раскрытия специфических терминов, требующих разъяснения, а также учитывая, что «иностранная некоммерческая организация» будет подпадать под общее определение термина «некоммерческая организация», кабмин предлагает исключить из законопроекта определение термина «иностранная некоммерческая организация».

Также законопроектом предлагается раскрыть определение термина «структурные подразделения иностранных некоммерческих организаций», под которым будут пониматься филиалы и представительства иностранных некоммерческих организаций, подлежащие государственной регистрации и приобретающие правоспособность на территории КР со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном законодательством КР.

Кабмин отмечает, что в соответствии со статьей 84 Гражданского кодекса правоспособность юридического лица возникает в момент его создания.

Статьей 86 ГКР установлено, что юридическое лицо подлежит госрегистрации (перерегистрации) уполномоченным госорганом в сфере регистрации юридических лиц в порядке, определяемом кабинетом министров. Данные госрегистрации включаются в единый госреестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления, порядок ведения которого определяется уполномоченным госорганом в сфере регистрации юридических лиц.

Таким образом, гражданским законодательством уже отрегулировано, что правоспособность юридического лица возникает с момента его госрегистрации и включения в единый госреестр юридических лиц. При этом уполномоченным органом в сфере регистрации юридических лиц (Министерством юстиции) не ведется отдельный реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих организаций.

Поскольку статья 86 Гражданского кодекса не предусматривает требование о ведении отдельного реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих организаций, кабмин предлагает абзац четвертый пункта 1 статьи 1 законопроекта исключить.

Законопроектом также предлагается дать определение понятию «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного представителя», под которым будет пониматься некоммерческая организация, созданная в КР, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории КР.

Законопроектом НКО признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории КР, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, социальной поддержки инвалидов, защиты материнства и детства, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, а также благотворительная деятельность.

Кабмин напоминает, что многие НКО получают финансирование от иностранных источников, в том числе в рамках реализации определенных грантов. При этом на такие организации будут распространяться все требования законодательства о некоммерческих организациях.

Относительно участия НКО в интересах иностранных источников в кабмине отмечают, что в предлагаемом законопроекте не раскрыт механизм, каким образом и исходя из каких критериев будет определяться, что некоммерческая организация осуществляет деятельность в интересах иностранных источников.

Ввиду этого кабмин предлагает установить четкий механизм и критерии, которые позволят определить участие некоммерческой организации в интересах иностранного источника.

«Кроме того, во избежание широкой трактовки предлагаемых норм следует уточнить механизм и критерии определения наличия в деятельности некоммерческих организаций целей или задач воздействовать на изменение проводимой государственными органами государственной политики, а также формирования общественного мнения в указанных целях», – пишет кабмин.

Помимо этого, учитывая, что данным законопроектом предусмотрено существенное изменение процедур осуществления деятельности иностранных некоммерческих организаций на территории КР, в справке-обосновании к законопроекту отмечено, что предложения по итогам общественного обсуждения не были приняты.

В заключении отмечается, что в соответствии со статьей 22 Закона «О нормативных правовых актах КР» общественное обсуждение проекта нормативного правового акта обеспечивается нормотворческим органом путем подготовки по результатам общественного обсуждения итоговой информации о поступивших предложениях с обоснованием причин включения либо невключения их в проект нормативного правового акта. Итоговая информация отражается в справке-обосновании к проекту НПА.

«Кроме того, необходимо отметить, что ранее при рассмотрении аналогичных законопроектов, в соответствии с которыми регламентировалась работа НКО и внедрялся госконтроль по их деятельности, со стороны международных партнеров выражались опасения, что после принятия данного документа в КР начнутся политические «гонения неугодных лиц» и некоммерческих организаций.

В данном контексте необходимо отметить, что в случае повтора подобного сценария, с учетом членства КР в СПЧ ООН, на Кыргызстан может усилиться политическое давление со стороны международных партнеров, в том числе на международных площадках», – пишет кабмин.

Кроме того, статьей 2 законопроекта предлагается внести изменения в Уголовный кодекс — предусмотреть ответственность за создание некоммерческих организаций, посягающих на личность и права граждан.

На это кабмин пишет, что по статье 2 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение, содержатся в нормативных правовых актах. Соответственно, ответственность, в том числе и уголовная, должна быть предусмотрена за нарушение конкретных требований, предусмотренных нормативными правовыми актами.

«Однако предлагаемая диспозиция носит расплывчатый характер, предоставляющий возможность широкой трактовки для субъектов, которые будут вправе применять предлагаемую статью.

В связи с чем отмечаем, что ответственность, в том числе и уголовная, должна устанавливаться на нарушение конкретных требований и запретов, установленных законодательством», – добавили в кабмине.

Поделиться в социальных сетях