$ ...
€ ...
₽ ...

О любви, житье и самом счастливом человеке психоневрологического интерната в Токмаке

Зеленые аллеи, много роз, беседки и скамейки. Территория психоневрологического интерната №2 в городе Токмок чем-то похожа на иссык-кульский пансионат советских времен. Но так кажется до  того момента, пока не встретишь здешних жителей. В эту секунду становится ясно: это особенное заведение, и отнюдь не для отдыха.

В Кыргызстане действуют несколько типов психиатрических медицинских учреждений: открытые и закрытые стационары, диспансеры и психоневрологические интернаты. 

В закрытых учреждениях, которые в народе называют «психушками», — люди содержатся круглосуточно и живут по строгому распорядку. В таких же интернатах, как токмокский, содержание большинства пациентов мало чем отличается от обычных больниц. Разрешены посещения родными, прогулки, занятия творчеством, но есть отделение и для «тяжелых» больных.

Когда подопечные спецзаведения гуляют во дворе, за ним присматривают медсестры или волонтеры, которые регулярно сюда приезжают.

Светлана Алексейкина – волонтер

Не смогла пройти мимо чужой беды

Светлане Алексейкиной 49 лет. Она мать четверых детей. Верит в Бога. За плечами карьера учителя младших классов. Женщина никогда не думала, что сможет стать близким человеком для более чем 200 незнакомых ей людей с душевными расстройствами, но мимо чужой беды не прошла. Вот уже пять лет Светлана навещает своих подопечных и старается каждый раз чем-то их порадовать.

– Света, «раскрашки» есть? – спрашивает ее коротко стриженная женщина лет 40.

– Нет, сегодня не взяла, моя хорошая, только карандаши, которые не надо точить, вон там ребятам отдала, – отвечает Светлана и поясняет: – Я привожу им альбомы, акварель, фломастеры и раскраски. Почти все любят рисовать, это полезно для мелкой моторики.

Помимо рисования, Светлана учит подопечных грамоте. По ее словам, есть пациенты, от которых еще в детском возрасте из-за их неизлечимой болезни отказались семьи. С ними некому было заниматься и к своим зрелым годам они не умеют ни читать, ни писать. 

– Часто бывают ситуации, когда женщина рожает, ребенка, например, с аутизмом. Родственники настаивают на том, чтобы она оставила его и потом не разрешают даже навещать! И так ребенок всю жизнь из интерната в интернат переходит, – говорит волонтер.

Светлана не успевает дорассказать о других случаях, из-за которых люди оказываются здесь, как к ней подходит пожилой мужчина и крепко ее обнимает. Его речь неразборчива, но зато он широко улыбается.  

– О, это самый счастливый человек в мире, знакомьтесь! – говорит Светлана. – Всегда бежит обниматься, когда меня видит.

– Ну как ты? Все хорошо? Давай помогай тут, ладно?

Мужчина кивает.

«Самый счастливый человек»

– Персоналу, который ухаживает за больными, нужно вообще памятник поставить, – работа, сами понимаете, сложная и низкооплачиваемая. Физически в первую очередь. Многие пациенты маломобильные, их приходится носить на себе: пересаживать с кровати на коляску, класть в ванну и так далее. Поэтому всех ребят, кто стабилен (находится в стабильном состоянии, – прим. ред.), я прошу помогать медсестрам – где-то ведра помочь принести, грязное белье в прачечную и так далее. 

Ежедневно стирается около трех тонн грязного белья: не всем пациентам хватает подгузников, у многих расстройство координации и за обедом одежда пачкается, поэтому переодевать подопечных приходится, как детей, по несколько раз в день.

(НЕ)нулевой интеллект

У многих пациентов, кто здесь лежит, помимо основного диагноза, в медкарте есть запись – «нулевой эмоциональный интеллект». Это означает, что человек не способен управлять интенсивностью испытываемой эмоции или переключаться между ними. Но вопреки этому Светлана говорит, что ее подопечные все тонко чувствуют.

– Здесь даже любовь есть. Создают пары. Вот ребята, – указывает на пару в инвалидных колясках, – вместе давно уже. Где твоя половинка? – спрашивает Светлана у женщины.

– Вот! – пациентка указывает на рядом сидящего мужчину. 

Он же, не обращая на нее внимания, рассматривает подарок – цветные карандаши. 

– Любишь меня? Да? – продолжает женщина.

Мужчина отмахнулся рукой.

– Дурак! – крикнула ему возлюбленная.

– Милые бранятся – только тешатся, – говорит Светлана. – Не обижайте друг друга, живите мирно! 

А в душе – дети…

По внешнему виду сложно определить даже примерный возраст пациентов – у большинства из них, независимо от пола, короткие стрижки – профилактика педикулеза. А еще проблемы с зубами – на протезы и пломбы размера пособий, очевидно, не хватает.

Волонтер говорит, что здесь в основном живут люди от 20 до 50 лет. Но их ментальный возраст остановился на уровне  пяти-семи лет. Поэтому большинству из них требуются внимание, забота и тактильные ощущения. 

По словам Светланы, подопечные ревнуют ее друг к другу, поэтому провести время, обнять, погладить надо каждого по очереди.

– Но есть здесь и те, кто, наоборот, сторонится контакта. Они могут сидеть на улице, вдруг подует ветерок, листья колышутся на деревьях, и все – для них это стресс. Начинается паника, крик. Тогда только колоть (делать инъекции с успокоительным препаратом, – прим. ред.).

Без благотворителей никуда

В 2023 году власти Кыргызстана увеличили размер пособий по инвалидности. 

Сейчас люди с инвалидностью I группы ежемесячно получают восемь тысяч сомов, II – шесть тысяч сомов, III группы – четыре тысячи сомов. 

Выплаты тем, кто живет в интернате, идут на их обеспечение необходимыми вещами и лекарствами, значительные суммы уходят на средства личной гигиены, в частности на памперсы. При этом статьи расходов «на одежду» государство не предусматривает – вся вещи, что есть в гардеробе каждого из пациентов, – помощь благотворителей и волонтеров, таких, как Светлана. 

В этом же году государство также с гордостью сообщало, что увеличена сумма, выделяемая на суточное питание пациентов. Если раньше их кормили на 100 сомов трижды в день, то теперь речь идет о 200 сомах и четырехразовом питании.

Буквально на днях в токмокский интернат приезжал министр труда, социального обеспечения и миграции Кудайберген Базарбаев. Поводом для визита стала установка солнечных батарей для обогрева воды за счет средств доноров. 

Глава ведомства поблагодарил спонсоров, отметив, что и в других интернатах страны хорошо бы установить подобное оборудование для экономии электрической энергии. 

Волонтеры отмечают, что психоневрологический интернат №2 в Токмоке по условиям содержания и качеству жизни пациентов может считаться действительно образцовым. Спецзаведению везет, что на него обращено внимание международных организаций. 

Так, в 2021 году Кувейтский благотворительный фонд «Центр Ас-Сафа» построил новый корпус для проживания. Не остаются в стороне и сами токмокчане – на праздники готовят плов и по-соседски угощают праздничным обедом постояльцев психиатрической больницы. 

Помочь вещами, мыло-моющими средствами, подгузниками, канцтоварами или посильной суммой может каждый желающий. Привезти «посылку» можно по адресу: город Бишкек, улица Магаданская, 63, телефон: 0551 201044.

Поделиться в социальных сетях