$ ...
€ ...
₽ ...

Новый Кодекс о детях. Делегация из Кыргызстана рассказала в ООН, почему не принят документ

Уполномоченная по правам ребенка Кыргызстана Асель Чынбаева в ходе 94-й сессии комитета ООН по правам ребенка, которая состоялась 12-13 сентября, рассказала, почему в республике не принят новый Кодекс о детях.

Со слов чиновницы, в стране за последние три года произошли кардинальные изменения, в том числе избран новый президент и принята новая редакция конституции. Кроме того, в 2021 году учрежден Институт уполномоченного по правам ребенка. 

Касательно подготовки нового кодекса Чынбаева отметила, что проект редакции не был принят в виду низкого качества документа и наличия дублирующих и противоречивых норм. 

«Например, проект кодекса содержал такие термины, как «долговая яма» и «крепостная зависимость», противоречащие нормам юридической терминологии. Таких терминов нет в международном законодательстве. Проектом кодекса предлагалась новая форма по уходу за ребенком, это «неформальная форма альтернативного ухода за ребенком» – уход за ребенком, предоставляемый в семейном окружении без официального разрешения. При этом не описаны процедуры, требования и ответственность лиц, предоставляющих неформальную форму альтернативного ухода за ребенком, полномочия и ответственность органов по защите детей для мониторинга», – рассказала в ходе сессии ООН Чынбаева.

Она также добавила, что документ не учитывает нововведения конституции республики, принятой в 2021 году. 

Отмечается, что процесс разработки данного проекта кодекса был начат в 2014 году, через два года со дня принятия действующей редакции Кодекса о детях. 

«Действующий кодекс был принят депутатами пятого созыва при поддержке ЮНИСЕФ и неправительственных организаций. Затем депутаты шестого и седьмого созывов совместно с теми же организациями продолжили работу над новой редакцией Кодекса о детях. Процесс разработки проекта монополизирован одними и теми же лицами и неправительственными организациями. Создание документа было закрыто для широкого вовлечения других неправительственных организаций, специалистов, государственных органов. За шесть лет работы над новой редакцией Кодекса о детях (от июля 2021 года) мы получили неотработанный документ», – добавила Чынбаева.

Заместитель председателя комитета ООН по правам ребенка Велина Тодорова, комментируя выступление Чынбаевой, отметила, что три месяца назад комитет получил информацию о том, что президент Кыргызстана Садыр Жапаров не принял кодекс по иным причинам, однако по каким, председатель комитета ООН не озвучила.

«Теперь нам говорят, что причиной было низкое качество кодекса. Мы получили достаточно большую информацию о содержании проекта этого кодекса, который на наш взгляд был неплохой и соответствовал международным обязательствам в вашей республике в свете Конвенции о правах ребенка. Вы считаете, что это был кодекс низкого качества, но организации, эксперты, участники посвятили этому много времени», – добавила Тодорова.

Также представитель ООН отметила важность ускорения институализации и защиты детей от дискриминации и насилия, улучшения здравоохранения, образования и социальной защиты детей. 

Отметим, в ноябре 2019 года распоряжением правительства КР за номером 421-Р одобрен пятый периодический доклад Кыргызстана о выполнении Конвенции о правах ребенка за период с 2014 по 2019 годы. 

В марте нынешнего года от комитета ООН поступил перечень вопросов в связи с объединенными пятым и шестым периодическими докладами Кыргызстана. Ответы на вопросы были направлены в комитет ООН по правам ребенка. 

Поделиться в социальных сетях