$ ...
€ ...
₽ ...

«Моя жизнь – как джунгли!» – артистка цирка Асланайым Аширова рассказала о своей карьере после травмы

Имя конной лучницы Асланайым Ашировой стало известно многим кыргызстанцам в 2019 году, когда делегация нашей страны принимала участие в фестивале Camel Fest в Саудовской Аравии. 

Тогда при подготовке номера артистка получила сложнейший  перелом ноги, прогнозы врачей были неутешительны. Вместе с этим разгорелся скандал между организаторами мероприятия, федерацией «Салбуурун» Кыргызстана и самой наездницей – стороны пытались найти виновного в несчастном случае, который мог бы стоить артистке карьеры. 

Сегодня мы вновь слышим имя Асланайым Ашировой с международных трибун, но уже как тренера. В начале сентября 2023 года три ученицы именитой лучницы завоевали главную награду на этно-фестивале в Казахстане. О том, какие сегодня творческие планы и о ремонте Кыргызского государственного цирка, в котором долгие годы служит Аширова, она рассказала в интервью редакции Dostuk.Media. 

– Асланайым, как давно вы стали преподавать? Сколько сейчас у вас учеников?

— В моей группе тренируются только девочки, поскольку основная база – это художественная гимнастика; сюда, как правило, мальчики не идут. В 2000-е годы, когда я была хореографом, под моим руководством танцевало порядка 300 человек. Поэтому преподаю я давно и люблю это дело. Сейчас у меня порядка 60 учениц.

Выступающий состав – около 15 человек. Три девочки буквально недавно привезли награды из Казахстана. Там они демонстрировали достаточно сложный номер. Казахстанские судьи сделали нам массу комплиментов. Мы действительно долго готовились. Девочкам по 15 лет, и они стреляют, делают акробатические элементы, танцуют, выстраиваются в пирамиду. 

– Впервые за 30 лет в Кыргызском государственном цирке идет ремонт. Расскажите, как продвигается работа и что по итогу должны увидеть зрители?

– Ремонт идет очень интенсивно. Никто не отдыхает, трудятся мастера из Индии. Безусловно, фронт работы огромный, ведь в цирке все прогнило – меняют арену, посадочные места в зрительном зале. 

Все эти годы я переживала за детей, которые приходят на представления, – зал забивали до невозможности, дети порой сидели на лестнице, и если что-то случилось бы, ни один ребенок бы не спасся. К счастью, ничего страшного не произошло.

В отношении комфорта артистов тоже были вопросы. К примеру, у нас не было личных гримерок, мы переезжали из одной в другую. Это было неудобно. После ремонта и это исправят. Также планируется обновить фасад здания, и хотелось бы, чтобы облагородили территорию, прилегающую к цирку. 

Сейчас я и другие мои коллеги регулярно бываем на стройплощадке, поддерживаем рабочих морально и очень ждем завершения ремонта. 

– А где сейчас содержатся и тренируются животные?

– Животных в цирке не так много. Тех, что есть, вывезли временно на пастбище. У них сейчас вынужденный отпуск, поскольку они могут тренироваться только на арене.

Экзотической фауны у нас нет: ни тигров, ни других хищников, ни, тем более, слонов. Однако нынешний директор цирка пообещал, что будет возрождать отделение дрессуры, и четвероногие артисты снова появятся. Пока же речь идет преимущественно о лошадях.

— Раз уж о них зашла речь, хотелось бы узнать, как вы находите общий язык со своими скакунами, поскольку от них зависит успех номера, к примеру, джигитовки?

— Да, все верно. К лошадям я отношусь, как к партнерам. Они очень умные. У нас был конь Барон – настоящая звезда арены! Другой мой партнер – Крепыш. Он был невысоким, но очень крепким. На нем я исполняла различные трюки, в том числе и прыжки. Благодаря его комплекции я знала, что он меня выдержит, и не боялась. 

— Какие-то номера готовятся к открытию цирка?

— После травмы я не садилась на лошадь. Зритель сможет увидеть меня в другом амплуа – как воздушную гимнастку. 

— Это удивительно, поскольку врачи говорили, что вы будете хромать…

— Год я училась ходить. Некоторые медики говорили, что я никогда не смогу этого делать. Но сейчас я чувствую себя замечательно! Я такой человек – стараюсь никогда не возвращаться к прошлому. 

Кроме того, я люблю анализировать каждый свой шаг, у меня в голове постоянно работает SWOT-анализ. Я осознала, что  та самая поездка в Саудовскую Аравию была нужна для чего-то. Я не спрашивала: «За что мне это испытание?». Я говорила себе: «Все это для чего-то». Действительно, наружу вышло очень много правды, и я получила большой жизненный урок и опыт. От людей, которые в моем представлении должны были помочь, я помощи не дождалась. Зато поддержали другие. Это было приятно и неожиданно. Я из раза в раз убеждаюсь, что моя жизнь – как джунгли: пальмы, ветки, и никто не знает, где там прячется тигр или пантера. Я благодарю Всевышнего за все.

Поделиться в социальных сетях