$ ...
€ ...
₽ ...

В Кыргызстане готовится к выходу первая энциклопедия национального прикладного искусства – курак

В Кыргызстане началась работа над сбором информации для издания первой энциклопедии национального прикладного искусства – курак. Возродитель кыргызского лоскутного шитья – художник Чолпон Аламанова рассказала редакции Dostuk.Media, с чего все начиналось и на каком этапе задуманное.

– Чолпон, расскажите, как возникла идея издать энциклопедию курака?

– Это моя самая большая мечта – собрать фотографии образцов курака со всех регионов и сел Кыргызстана. С каждым годом старинных изделий становится все меньше и меньше. Ткани имеют свойство ветшать, и поэтому хочется запечатлеть интересные образцы, принадлежавшие нашим прабабушкам и их мамам, хотя бы на фото. 

К тому же я столкнулась с проблемой, когда в любом интернет-поисковике при вводе слова «курак» выходит все что угодно, кроме настоящего кыргызского курака. 

Поэтому, чтобы у всех было понимание, что такое традиционное лоскутное шитье кыргызов, я хочу сделать энциклопедию. Это будет толстая, красочная книга-альбом, с дорогой печатью. 

Хочется, чтобы фотографии передавали все цвета и мельчайшие детали изделий. Думаю, тираж будет небольшим – изготовление таких изданий обходится дорого, однако, если найдутся спонсоры, то можно выпустить побольше книг. Онлайн-версия, конечно, тоже будет.

– Над чем именно сейчас ведется работа?

– Мы начали с Бишкека и Чуйской области. У себя на страницах социальных сетей я опубликовала объявление о том, что ищу интересные образцы курака, и посыпались предложения. Многие «заявки» я уже успела обработать. В столице я и фотограф выезжаем сами и устраиваем фотосессию изделий. Бывало такое, что люди из области сами привозят для фото изделия и потом забирают. В планах расширять географию и уже переключаться на регионы.

– Мы знаем, что параллельно с исследовательской работой вы еще и преподаете. Расскажите, как давно вы начали учить шить курак.

– Я отчетливо помню момент, когда поняла, что хочу делиться мастерством шитья курака. Однажды моя подруга, которая на тот момент готовилась к замужеству и жила в Европе, попросила меня сшить ей в приданое лоскутное одеяло и даже предлагала заплатить за труд. Но я тогда плотно занималась обучением и у меня не было времени, чтобы шить что-то на заказ. Я предложила подруге приехать ко мне и научиться самой шить. В итоге ее жених каждое утро привозил свою будущую жену ко мне на уроки, и за месяц она сшила роскошное одеяло. И вот когда изделие было готово, она взглянула на него с восторгом. В ее взгляде было столько эмоций и благодарности! И тогда я поняла, что мне приятно видеть, когда люди довольны результатом, который они создали сами, но по моим инструкциям и советам. 

– А сколько нужно времени, чтобы научиться технике лоскутного шитья с нуля?

– Наша программа рассчитана на месяц с учетом занятий один раз в неделю. То есть за четыре урока вполне реально обучиться азам. Мы обычно собираемся по воскресеньям, чтобы все успевали и не отвлекались на работу. За месяц женщины успевают сшить себе чапан из лоскутков и выходят с курсов с новым предметом гардероба.

– Только женщины? Это принципиально?

– Совсем нет. Но практика показывает, что мужчины, возможно, не решаются или стесняются идти на такие курсы. Однажды я давала мастер-класс в одном из торговых центров столицы. Я зазывала прохожих к нашему столу, говорила, что с легкостью научу шить курак прямо здесь. Мимо проходил один мужчина и отреагировал на мой призыв. Он подошел к нашему столу и сказал: «Если я начну шить курак, то вам в этом ремесле уже будет нечего делать!» (смеется).

– А все ли ткани подходят для такого шитья?

– Желательно, чтобы это были хлопчатобумажные материалы, лен или бархат. Очень жаль, что сейчас так много синтетики. Конечно, из нее можно шить, но пользоваться такими изделиями не всегда приятно. Шифон и органза тоже не подходят, но, кстати, в умелых руках и они могут оригинально использоваться.

– В каком возрасте ваши руки стали «умелыми»?

— Мои руки стали умелыми благодаря моей маме. Она все любит переделывать, перекраивать. В детстве у меня были сарафаны из папиной рубашки, юбки – из плаща. Мне казалось, что мама волшебница! В виде игры мы с ней что-то мастерили. Даже поношенные колготки не выбрасывались – из них мы делали кукол. Умение создавать новое из старого во мне взрастила моя мама.  Свое первое изделие – одеяло – я сшила в 12 лет. 

Что касается именно курака, впервые я увидела, как его шьет моя двоюродная бабушка. Придя домой, я попросила маму дать мне остатки материала и в течение ночи сшила покрывало. Помню, долго им пользовалась. Конечно, оно было лишено изящества, но мне оно было дорого. Я взяла его с собой на учебу в Алматы, и когда скучала по дому, то укрывалась им – вспоминала, что это кусочек папиной рубашки или маминого сарафана. Меня это согревало.

– Чолпон, вы часто повторяете фразу: «В любой непонятной ситуации – шей курак». Чем универсально это занятие?

– Все верно. Я считаю, что лоскутное шитье – это терапия или медитация. Очень много моих учениц рассказывают, что благодаря этому хобби справились с депрессиями. Я помню, когда мой папа был тяжело болен, я приходила в студию и шила, шила, шила… Сейчас я смотрю на это панно и не понимаю, как я с ним справилась, там столько мелких деталей! 

В кураке есть своя философия: когда мы режем ткань, мы отрезаем все плохое – печали, страхи, обиды, а когда сшиваем, мы пришиваем все хорошее – любовь, деньги и изобилие.

Поделиться в социальных сетях