$ ...
€ ...
₽ ...

Посторонним вход запрещен! Плюсы и минусы партнерских родов 

Партнерские роды – достаточно популярное явление в мире, а в последние 25-30 лет такая практика активно используется и в Кыргызстане. 

Суть партнерских родов – помочь роженице как морально, так и физически.  Отметим, такой вид родов также рекомендован специалистами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). 

Исследования организации показывают, что практика положительно влияет на роженицу как в физическом, так и в эмоциональном плане, а нахождение близкого человека в родильном помещении может защитить в том числе и от плохого и пренебрежительного обращения медицинского персонала.

Напомним, 15 сентября в ходе заседания Жогорку Кенеша депутат от фракции «Ата Журт Кыргызстан» Надира Нарматова подняла вопрос о партнерских родах, заявив, что «мужчин нельзя пускать на роды».

По ее словам, такая практика увеличила количество кесаревых сечений и разрывов у рожениц. В свою очередь министр здравоохранения Кыргызстана Алымкадыр Бейшеналиев заметил, что партнерские роды в Кыргызстане отменены. 

Однако редакции Dostuk.Media в Министерстве здравоохранения разъяснили, что «практика партнерских родов не отменена, а приостановлена, причем три года назад в связи с введением режима чрезвычайной ситуации во время пандемии коронавируса».

Корреспондент издания опросил специалистов и простых граждан об их отношении к партнерским родам и запрете на них.

По мнению Валерии, матери двоих детей, партнер на родах нужен, но лучше, чтобы это была родственница, а не супруг.

– У меня двое детей, и на обоих родах присутствовала моя свекровь. Я не против партнерских родов, но за то, чтобы присутствовал не супруг.

Мужчина может присутствовать во время схваток, однако когда начинается родовой процесс – лучшего его вывести. Нам кажется забавным смотреть видео, где мужчины теряют сознание, но это может повлечь за собой серьезное психологическое потрясение и травму, что, в свою очередь, негативно отразится на отношениях между супругами. 

Мне нужна была помощь, и я ее получила от своей свекрови – воду подать, врача позвать, сделать массаж спины. А во время родов я находилась в окружении врачей. Честно говоря, свекровь близко не подпустили и она стояла поодаль от меня. В этот момент для меня было важнее видеть и слышать врачей, потому как они контролируют процесс, они ведь профессионалы.

Практикующий психолог Надежда Храмцова считает, что такой опыт полезен, однако партнер должен быть подготовленным, иначе его участие в родильном процессе может навредить. 

– Люди без медицинского образования не имеют представления, что такое роды и осложнения после них. Женщина кричит и плачет от боли, а мужчина, испытывая бессилие от того, что не может облегчить страдания, чувствует себя нехорошо и даже может упасть в обморок.

Партнерские роды допустимы и возможны только в том случае, когда обе стороны на это искренне соглашаются. 

Если женщина хочет, чтобы ее супруг принял участие в партнерских родах, а он соглашается, чтобы ее не обидеть, то тут большой вопрос. Оба участника должны четко ответить себе на вопрос – для чего я это делаю.

Такие роды нужны для оказания поддержки, а этому  необходимо учиться – пара может пройти подготовку, где им расскажут, у кого какие роли. Партнер может поддерживать массажем, дыхательными упражнениями, да и просто присутствие рядом стабильного человека  успокоит роженицу. Уровень страха снижается у обоих, ведь каждый будет знать, что их ждет. Если человека ведут на такие роды силком, то это может только навредить. 

А вот бишкекчанин Александр не хотел бы присутствовать на родах, он боится, что может начать паниковать. 

– Я бы не смог принять участие в партнерских родах. В первую очередь рождение ребенка – это то таинство, которое должна пройти женщина, а мужчине, как мне кажется, там не место, он впадет в панику от такого зрелища или получит психологическую травму. Также считаю, что нахождение постороннего в родильном отделении – это как минимум стресс для персонала, ведь дополнительно нужно будет обращать внимание на какого-то человека, который не помогает, только мешается под ногами. Новорожденным должны заниматься специалисты. А молодой папаша, которому вручат малыша сразу же после его рождения, может расчувствоваться и выронить его или сам упасть в обморок от счастья.

По мнению главы независимого «Медицинского профсоюза Кыргызстана», эксперта по доказательной медицине, кандидата медицинских наук Бермет Барыктабасовой, запрет на партнерские роды в Кыргызстане – это не только неправильно, но и нарушение законодательства. 

– Что такое партнерские роды и как давно такая практика появилась в Кыргызстане?

– Партнерские роды – эффективная родовспомогательная технология, которая «очеловечивает» родильные дома. Такая практика существует в Кыргызстане около 25-30 лет и я была у истоков этого новшества. 

Оно (новшество, – прим. ред.) прижилось в республике непросто – в городе партнерских родов больше, так как люди более просвещены и отношения в городских семьях иные, не препятствующие такому явлению. В селах же ситуация значительно сложнее, скорее из-за мифов и стереотипов. 

За 30 лет об этой практике говорили много негативного, мол родственники будут только мешать; депутаты утверждают, что посторонние люди в родильном отделении могут стать причиной кесарева сечения или разрывов, но это все домыслы и страхи. 

– Ну а чем близкий человек может помочь женщине во время родов?

– Роды – это стресс для любой женщины, это очень больно и это не развлечение, каждые роды, даже если они не первые – индивидуальны. Схватки длятся у первородящих 16-20 часов в среднем, а предвестники родов и вовсе появляются за несколько дней. 

Для рожениц это время тянется вечность. Медики наблюдают женщиной, отслеживают, чтобы процесс шел как надо. 

Весь период родов – за миллионы лет сложившийся последовательный поэтапный, понятный для медиков процесс. Со стороны близких оказывается вспомогательная поддержка – побыть рядом, посчитать схватки, помассировать спину, подать чай или просто успокоить добрым словом, что может сделать и медик, но это совсем не то.

Суета и страх, связанные с предстоящими родами, проходят у беременной легче в окружении родных и близких людей. Партнерские роды нацелены на поддержку семейных уз.

Обратите внимание, что на картинах 18-19 веков со сценами родов рожениц всегда изображали в окружении близких людей. 

У нас же сейчас все наоборот в роддомах – нет человека из близкого окружения, чей даже голос успокаивал бы. 

В лихие 90-е роддом становился местом казенным, холодным, обезличенным. Во главе угла не женщина или ребенок, а медперсонал, врач, профессор и так далее, и это неверное направление. 

Любая медицинская помощь должна быть ориентирована на человека – на ребенка и мать в данном случае, потому что в роддом приходят за помощью родить здорового ребенка, и служба называется «родовспомогательная».

–  А на партнерских родах может присутствовать исключительно супруг?

– Не обязательно. Поддержать роженицу могут любые близкие люди по выбору женщины. Однако есть тенденция, что у населения появились искаженные ложные представления, мол в кыргызском народе мужчины никогда не присутствовали на родах, что это неприемлемо для кыргызов, якобы присутствие мужей при  родах навеяно Западом и все в этом духе, но это не так. 

Кыргызы – кочевой народ, женщины рожали и в горах, в поле и в юртах, в стужу и зной. Кто был рядом? Мужья! Они и пуповину перерезали, и ребенка принимали. Ничего такого в этом нет. Это естественный процесс.

Другое дело, что тогда материнская и детская смертность были чрезвычайно высокими, но сейчас этими делами занимается родовспомогательная служба. Спустя несколько поколений отцов наконец-то вернули на место – рядом с ребенком и матерью. 

На моей практике мы отцов приглашали в роддом, беседовали, разъясняли, надевали на них халаты или они сами приносили сменную одежду.  Мало кто отказывался брать новорожденного на руки, более того, когда малыша укладывали папам на грудь, то малыши успокаивались. До сих пор эти отцы за такой опыт нас благодарят. Это сакральные вещи и невероятная духовная, моральная и эмоциональная близость. 

– Как скажется отмена партнерских родов на женщине и семье?

– Это плевок в сторону женщин. Есть и те, кто отказываются от партнерских родов, говоря, что справятся сами, но многие воспримут отмену как оскорбление, у них попросту отбирают право, которым они могли воспользоваться и которое принадлежит исключительно им и больше никому. 

Государство не может залезать гражданам «в трусы», а получается, что – лезут «в роды», еще и запрещают, что можно, а что нельзя. 

Отмена партнерских родов – это не прерогатива государства, такого нет нигде.  Его задача – обеспечить качественное родовспоможение, максимально приближенное к естественному комфортному безопасному процессу.

Государству нужно «очеловечить» роддом, сделать его ориентированным на женщин, детей и отцов. Отказывать в такой практике государство не имеет права. 

– А что насчет запрета партнерских родов в период пандемии?

–  Ну, тогда была совершенно иная ситуация. Пока отмена партнерских родов носит условный характер, я не думаю, что есть соответствующий официальный приказ. Даже если и есть, то его действие морально устарело. Сейчас нет опасности заразиться коронавирусом. Так что приказ ушел в прошлое, изжив себя, и инициатива отменить партнерские роды – блажь и дурость. 

В статье 76 Закона КР «Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике» говорится о разрешении нахождения родственника и близких людей рядом, когда требуется именно уход и поддержка. 

Порой сами врачи не знают, что недопуск родственников – это нарушение закона. Достаточно одного близкого человека – одетого в сменную чистую одежду и обувь, хорошо проинформированного, который не будет вмешиваться в медицинский и родильный процесс. 

Но бывают и нестандартные ситуации, когда близкий может стать лишним в палате – он мешает или чувствует себя не очень хорошо. В таком случае его попросят покинуть помещение.

Поделиться в социальных сетях