$ ...
€ ...
₽ ...

«Универсальная медсестра» или Что не так с реформой кыргызстанского Минздрава?

Больше года в Кыргызстане действует экспериментальная программа «универсальная медсестра», в рамках которой тот, кого граждане привыкли считать персоналом среднего звена, теперь выполняет функцию не просто помощника врача, а, скорее, партнера. 

И чтец, и жнец, и «партнер врача»

В некоторых региональных Центрах семейной медицины (ЦСМ), по словам медработников, система уже принесла первые результаты, другие же поликлиники только начали внедрять новшества.

Медсестра на своем участке обязана самостоятельно делать адресный обход пациентов, проводить первичный осмотр, измерять антропометрические показатели: рост, вес, давление и проводить симптоматический опрос. 

Кроме того, медсестра также должна поставить сестринский диагноз, выписать направление на прохождение анализов или. С полным списком новых должностных обязанностей можно ознакомиться здесь.

СПРАВОЧНО: Сестринский диагноз – клиническое суждение сестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние (проблемы) с указанием причин такой реакции, и которое медсестра может самостоятельно предупредить или разрешить.

Сами медсестры, разумеется, не против того, чтобы их статус, как профессионала, был более значим, однако есть моменты, вызывающие недоумение.

Корреспондент редакции Dostuk.Media узнал, с какими сложностями ежедневно приходится сталкиваться медсестрам ЦСМ в Бишкеке.

Ты узнаешь его по хабитусу

Аида (имя изменено, – прим. ред.) работает семейной медсестрой в столичном ЦСМ около 20 лет. За это время система работы, по словам женщины, не раз претерпевала изменения. Какие-то из них были рациональны и прижились, к другим возникали вопросы. Однако к нынешним реформам, по ее мнению, привыкнуть будет не просто и врачам, и медсестрам, и пациентам.  

— Сейчас в нашем Центре семейной медицины готовятся к открытию несколько кабинетов, в которых разместят семейных медсестер. То есть если ранее мы работали бок о бок с врачом и вели прием в тандеме, то сейчас всех «первичных пациентов» регистратура будет направлять не к врачу, а к нам. Далее, если это требуется, мы распределяем граждан по профильным специалистам.

Такой алгоритм не нравится докторам. Ну, посудите сами: доктор, осматривая пациента, просит медсестру измерить давление или заполнить его электронную карту. Все в четыре руки получается быстро и четко. По новым правилам у врачей появится дополнительная работа с документами, что увеличит время приема, – рассказала медсестра.

Медработник также добавила, что недовольные новшеством врачи просят у руководства «не забирать у них медсестер», но пока безрезультатно. 

Но это еще не все изменения, продиктованные проектом «универсальная медсестра». 

К примеру, при адресном обходе пациентов она по хабитусу (совокупность внешних признаков, внешний вид, – прим. ред.) должна выявлять граждан с подозрением на туберкулез. 

«Мы выписываем им направление на флюорографию, и если диагноз подтверждается, то пациент встает на учет в Национальном центре фтизиатрии. Если у человека острая фаза заболевания, то его кладут в стационар. Долечивается пациент в ЦСМ, и курируем это лечение мы – медсестры. Другими словами, я должна контролировать прием пациентом лекарства, а для этого нам предлагают созваниваться по видеосвязи, чтобы больной продемонстрировал сам процесс. Либо другой вариант – ежедневно навещать его и вживую осуществлять контроль. В случае, если пациент излечивается – нам делают единовременную надбавку к зарплате порядка 15 тысяч сомов, – сообщила Аида.

Хороший проект, надо продолжать…

В свою очередь в Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики пилотный проект «универсальная медсестра» по итогам первого года оценивают как «успешный» и планируют развивать его и дальше. 

Специалист управления медицинской помощи и лекарственной политики Гулназ Ажымамбетова прокомментировала редакции Dostuk.Media, что «он (проект, – прим. ред.) особенно хорошо показал себя в небольших селах».

— Программа отлично работает в регионах, где граждане знают свою медсестру на уровне ФАПОв (фельдшерско-акушерские пункты, – прим. ред.) и ГСВ (группы семейных врачей, – прим. ред.), однако в городах имеется проблема, что медсестер не пускают в квартиры. Но население должно понимать, что все граждане старше 18 лет в обязательном порядке, хотя бы один раз в год должны проходить обследование: измерение артериального давления, определение степени ожирения и других факторов риска для здоровья, – подчеркнула Ажымамбетова.

Эксперт также добавила, что с введением функции первичного осмотра пациента и адресного обхода заработная плата семейных медсестер не увеличилась.

— За это нет отдельной доплаты. Когда было повышение заработной платы врачам, семейным медицинским сестрам тоже поднимали оклады примерно на 30 процентов, – подчеркнула она.

Ажымамбетова также добавила, что компетенций у медсестер хватит, поскольку система медицинского образования уже адаптирована под новые требования времени.

Пусть меня научат!

Действительно, нельзя не вспомнить, что одновременно с запуском проекта «универсальная медсестра» в 2022 году в республике стартовали реформы в сестринском образовании. 

По информации Минздрава КР, в рамках программы «Реформы медицинского образования в КР» усовершенствование образовательных программ и найм дополнительных специалистов спонсирует Швейцария. 

Ранее Ажымамбетова в СМИ сообщала, что «на иностранные средства удалось увеличить количество практических часов у студентов».

По словам представителей швейцарского проекта «Реформы в медицинском образовании», если раньше на практике в группе из 25 студентов был один клинический наставник, то теперь их пять.

Также добавили и новые дисциплины: «Гигиена и инфекции, связанные со здоровьем, в здравоохранении», «Теории, концепции и наука о сестринском деле», «Сестринский процесс и документация», «Питание и диетология», «Качество и безопасность пациентов в здравоохранении».

Помимо этого, дипломы медицинских сестер, прошедших обучение по новой программе, будут соответствовать европейским стандартам. 

Что примечательно, учить «по-новому» медсестер начали с 2022 года, обучение занимает три года. Соответственно на сегодня нет еще не одного выпускника этой программы, но «универсальные медсестры» уже год как работают в регионах республики. А уже с 2023 года врачевать «сестрички» будут во всех городах страны (!). 

Что думают эксперты?

С оптимизмом на сестринскую реформу смотрят и независимые специалисты. Медиаэксперт по здравоохранению Елена Баялинова рассказала, что новый подход «в диковинку только для Кыргызстана, а во многих странах такое практикуется давно». 

— Медицинская сестра уже выросла из роли специалиста, выполняющего простые манипуляции: уколы, промывания и так далее. Сегодня сестринское образование и опыт дают ей право быть в работе полноценным партнером врача. Уверена, что это исключительно благоприятно скажется на обслуживание пациентов и облегчит доступ населения к медуслугам. Это очень правильные и апробированные во всем мире решения, демонстрирующие очень хорошие результаты, – подчеркнула эксперт.

А как в других странах?

Раз уж экспертное сообщество ссылается на опыт других стран, где обязанности медицинских сестер давно не ограничиваются простыми врачебными манипуляциями, стоит рассмотреть его детально.

Так, в российском издании «Московская медицина» за 2023 год говорится о том, что с 2015 года в стране медицинские сестры не находятся с врачами на приеме пациентов, они не выписывают рецепты и не делают поквартирный обход пациентов – для этого есть специальная служба вызова врача на дом. 

Как отмечает главный врач городской поликлиники №68 Департамента здравоохранения города Москвы Наталья Кузенкова, роль медицинской сестры в лечебном процессе все еще не переосмыслена фундаментально. 

— Наша задача сейчас — понять роль медицинской сестры в поликлинике и ответить на вопрос: она самостоятельная единица или ассистент врача? Что она должна уметь? Нужно ли ей быть универсалом? Каждая ли медицинская сестра должна делать внутривенные инъекции, брать кровь, снимать электрокардиограмму? – говорит доктор.

Кузенкова добавила, что для изменения сестринского статуса в каждой поликлинике необходимы многовекторные изменения, затрагивающие в том числе и образование.

Если не ограничиваться российским примером и взять европейские страны, то можно увидеть, что в некоторых из них медсестры уже давно исполняют роль полноценного медицинского специалиста. 

Например, в Финляндии 80 процентов пациентов предварительно поступают к медсестрам, а затем, в случае необходимости, — к врачам, и только 20 процентов пациентов попадают сразу к доктору. 

В шведских медицинских центрах пациента сначала осматривает медсестра, которая  после может направить пациента к врачу общей практики или в больницу. 

В Нидерландах решение об оказании помощи пациентам врачами в нерабочие часы принимает медсестра на основе установленных критериев.

Исходя из вышесказанного, может показаться, что реформа сестринского дела – идея здравая, однако, как говорят, задумка – хорошая, а вот исполнение оставляет желать лучшего. 

Поделиться в социальных сетях