$ ...
€ ...
₽ ...

Феликс Кулов: Не нужно рассматривать ликвидацию Кольбаева через призму закулисных политических игр

Кыргызстанский политик и лидер партии «Ар-Намыс» Феликс Кулов прокомментировал  на своей странице в соцсетях недавнее интервью президента республики Садыра Жапарова государственному СМИ по ситуации, связанной с ликвидацией «вора в законе» Камчы Кольбаева (Асанбека).

По словам Кулова, на него вышли журналисты с просьбой ответить на ряд вопросов для новостной программы.

«Вопросов было много, пришлось долго на них отвечать, но потом меня «обрадовали», сказав, что мои ответы покажут в эфире не более двух-трех минут. После стали выходить другие журналисты примерно с одинаковыми вопросами. Поэтому решил ответить один раз, чтобы больше не отвлекаться на данную тему», – заявил он.

Почему президенту не доложили, что ГКНБ будет задерживать Кольбаева?

– В этом нет никакой необходимости. И вообще, ни в одной стране мира внимание президентов не отвлекают на ситуации, которые являются повседневной рутинной работой правоохранительных органов. Что касается Кольбаева, то его раньше неоднократно задерживали с помощью спецназа. Потом это показывали по телевизору, и почему-то никто тогда не задавался подобными вопросами. Так что не надо этот частный, хотя и трагический случай рассматривать через призму закулисных политических игр.

Президент поручил Военной прокуратуре проверить законность применения оружия при задержании Кольбаева. Не говорит ли это о том, что между двумя друзьями  (Садыром Жапаровым и Камчыбеком Ташиевым, – прим. ред.) есть разлад?

– По каждому факту применения оружия в обязательном порядке проводится не только ведомственное служебное расследование, но и проверка со стороны прокуратуры, как надзирающего органа.

В отношении силовых структур это входит в компетенцию Военной прокуратуры. Так что и здесь нет никакой политики и оснований для каких-то домыслов.

– Почему президент направил на место, где произошла ликвидация Кольбаева, не председателя ГКНБ Ташиева, который по долгу службы обязан был первым туда примчаться, а генерального прокурора?

– Скорее всего, Ташиева в этот момент в городе не было, иначе он обязан был прибыть к объекту, где все произошло. Президент направил генпрокурора, чтобы тот в порядке надзора на месте изучил обстановку и обеспечил объективное и независимое расследование.

– ГКНБ заявил, что 4 октября во время задержания Кольбаев оказал вооруженное сопротивление, и поэтому сотрудники вынуждены были применить огонь на поражение. Но о том, что были еще и раненые, все узнали от президента только сегодня, 16 октября. Почему ГКНБ скрывал данную информацию, и кто мог быть еще в числе пострадавших?

– На этот и все другие вопросы мы получим ответ после завершения расследования со стороны Военной прокуратуры, не думаю, что расследование затянется надолго. Так что давайте наберемся терпения в ожидании ответа.

Почему президент так поздно отреагировал на ликвидацию Кольбаева?

– Он отреагировал немедленно, как только узнал о том, что происходит, и направил генпрокурора, но высказался позже. Очевидно, что ему тогда было не до того, поскольку он готовился к саммиту глав СНГ. Но как только саммит закончился, то в первый же рабочий день он ответил на интересующий всех вопрос.

– Говорят, что Кольбаев влиял на власти, и даже в одном из сообщений пресс-службы ГКНБ было сказано, что в разные времена, а значит и сейчас, ОПГ влияет на власть. Всем известно, что когда Садыр Жапаров находился в колонии, то имел если не прямую, то косвенную связь с Кольбаевым. Значит ли это, что, выйдя на волю, Кольбаев продолжал поддерживать с ним связь и влиять на власть?

– Я совершенно далек от мысли быть защитником Садыра Жапарова. Он сам на вопрос о его связи с Кольбаевым раньше давал пояснения. По его словам, когда он был арестован, у него с Кольбаевым была очная ставка по какому-то делу в качестве свидетеля, и все, после этого больше он с ним не общался. Прямым доказательством тому, что Кольбаев не мог влиять на высшее руководство страны, является следующее обстоятельство.

После ликвидации Кольбаева одномоментно начались задержания его криминальных сподвижников, бизнесменов, которые, по данным следствия, финансировали ОПГ, а также привлекают сейчас к ответственности и других лиц, подозреваемых в совершении различных преступлений в составе данного преступного сообщества. Любому должно быть понятно, что в отношении всех этих людей велась не один месяц, а много месяцев глубокая оперативная разработка.

Председатель ГКНБ недавно заявил, что он выполнял указание президента по борьбе с криминалитетом. Следовательно, о ходе этой разработки Ташиев лично докладывал Жапарову. Отсюда с очевидностью можно сделать обоснованный вывод о том, что Кольбаева, которого разрабатывали длительное время, ни Садыр Жапаров, ни Камчыбек Ташиев даже, как говорится, на пушечный выстрел к себе не подпустили бы, и тем более они знали, кто из чиновников с ним общается и кто от него зависим.

Поэтому говорить о всемогуществе лидера и иных лиц, входящих в ОПГ, надо с оговоркой, имея в виду лишь узкий круг чиновников, имевших с ними какой-то бизнес и противоправные отношения, но не высшее руководство страны.

– После задержания трех якобы киллеров из Узбекистана, которые нелегально проникли в нашу страну с целью, как заявляет ГКНБ, отомстить за Кольбаева, у многих возникли сомнения в достоверности этой информации. Сомнения основываются на том, что сразу же после задержания «киллеров» их в этот же день передали узбекской стороне, а чекисты не говорят, на кого готовилось покушение. «Киллеры» на киллеров не похожи, на вид обычные гастарбайтеры, были без оружия… И почему их здесь не отдали под суд за попытку убийства, а сразу же передали Узбекистану? Согласны, что ГКНБ здесь явно переиграл с этими якобы киллерами?

– Опять скажу, что совершенно далек от мысли защищать своих коллег по прежнему месту службы в органах национальной безопасности. Для меня очевидно, что этих трех граждан Узбекистана, которые разыскиваются у себя дома за совершение убийств, задержали наши чекисты не 13 октября, а несколькими днями ранее. 

Во-первых, передача другой стороне осуществляется согласно Минской  конвенции о правовой помощи, по решению  генерального прокурора той страны, которая задержала преступников. А эта процедура с официальными запросами и ответами между генпрокурорами двух стран занимает, даже если возникла потребность очень быстро поторопиться, минимум два-три дня.

Во-вторых, при передаче исходят из того, какие преступления по тяжести совершены задержанными у себя дома и на территории страны, где их задержали. Граждане Узбекистана, судя по информации ГКНБ, разыскиваются узбекскими правоохранителями за совершение нескольких убийств, у нас же они обвиняются только за приготовление к совершению преступления.

Поэтому в таких случаях, как правило, проще приобщить уголовное дело за приготовление к преступлению к делам по убийствам, и узбекский суд при вынесении наказания учтет и приплюсует к наказанию уголовное дело, возбужденное в нашей стране. Все эти моменты предусмотрены в законодательстве наших стран.

В-третьих, «чекисты не говорят, на кого готовилось покушение» по нескольким причинам:

а) это связано с тайной следствия и б) никто не вправе озвучивать сведения о  лице, на которое готовится покушение, без его согласия.

Комментировать то, что «киллеры» не похожи на киллеров, думаю, не имеет смысла. Это в кино они на вид такие крутые, а в реальной жизни могут выглядеть как угодно, в том числе «косить» под гастарбайтеров, чтобы не вызывать подозрений.

Подводя краткий итог, хочу повториться, о чем неоднократно говорил прежде: по ОПГ нанесен мощный удар, от которого она не сможет оправиться. Однако успокаиваться нельзя, потому что организованное преступное сообщество – это хотя и значимое, но тем не менее только часть такого явления, как общая преступность. А как с ней бороться – это отдельная, очень большая и очень непростая тема…

Ответил Феликс Кулов и на вопросы Dostuk.Media:

– Неужели в ГКНБ и еще кто-то считают, что предприниматели добровольно отдавали заработанное, так сказать, «отмечались»? 

Может быть, правоохранительным органам и органам нацбезопасности нужно задавать вопросы себе, почему бизнесмены предпочли отмечаться кримавторитету, а не обращаться в соответствующие госорганы? За что их арестовывают? За то, что государство не могло их защитить? 

– В большинстве своем, как показывает практика, «отмечаются» те бизнесмены, которые работают не совсем прозрачно. Почему работают непрозрачно? Прежде всего от несовершенства налоговой системы, искусственных препонов и проблем, создаваемых отдельными чиновниками-бюрократами, и по ряду других причин.

Представители криминальных структур находят таких недобросовестных предпринимателей и предлагают свои услуги, естественно, не бесплатно. Разводят с коррумпированными чиновниками, имея определенный капитал, сами вкладываются в различные выгодные для них проекты. Потом решают проблемы, возникающие у представителей деловых кругов и чиновников. Жизнь есть жизнь, и проблемы могут быть самым разные.

Деловые контакты зачастую перерастают в тесные личные отношения. В общем, что мы сейчас и наблюдаем по задержанным бизнесменам. Поэтому многие из них и не обращались в госорганы. 

– У ГКНБ очень хорошо работает съемочная группа, которая каждое задержание сопровождает большим количеством фотографий и видеоматериалами. Например, когда задерживали Кольбаева в спортзале «Авангард», сие представление снимали с трех камер. В этот раз по задержанию Кольбаева видеоматериалы не были представлены СМИ. Поэтому и рождаются разные версии. В разных источниках говорилось о том, что Кольбаев был без оружия. Да и сами вы ранее упомянули, что за ним осуществлялось наблюдение. Наверняка и он об этом знал. Его то в спортзале арестуют, то беседы профилактические проводят и отпускают. Поэтому у него была только вооруженная охрана.

Как вооруженные до зубов, обученные, натренированные чекисты не смогли задержать безоружного кримавторитета с охраной? Можно объяснить, если бы телохранителей постреляли. Но если за Кольбаевым вели наблюдение, и скорей всего, были сливы о его передвижениях изнутри, неужели не знали, что он безоружен?.. Может быть, не было цели брать живым? 

– Во-первых, о видеосъемке. В связи с тем, что расследование по данному факту поручено Военной прокуратуре, видеозапись находится у них и ее обнародование произойдет только после завершения все процессуальных действий. Но это уже зависит от Военной прокуратуры, а нет от ГКНБ. 

Во-вторых, наблюдение велось за самим Кольбаевым, но не за рестораном, куда он приехал на отдых. Кто уже был в ресторане до его приезда или пришел позже, кто из них был вооружен, естественно, оперативники знать не могли.

Поэтому предстоит разобраться, кто еще находился рядом с Кольбаевым, имели они или он оружие, почему они/он не подчинились требованиям сотрудников ГКНБ, или же охрана Кольбаева не стала подчиняться и оказала сопротивление. Как сейчас стало известно, в охране Кольбаева были бывшие бойцы из подразделения ГКНБ «Альфа», имевшие при себе оружие. Возможно, они, как старослужащие, не подчинились молодым спецназовцам, а те могли расценить это как попытку вооруженного сопротивления. Возможно, Кольбаев мог оказаться между ними…

Но это все предположения в ответ на ваши предположения. Окончательную точку в этом вопросе поставит расследование Военной прокуратуры. 

Что касается приказа не брать живым, то такую мысль не иначе как абсурдной назвать не могу. Во-первых, сотрудники ГКНБ руководствуются законом и никто не мог им отдать такой приказ. Подчеркиваю – НИКТО! Они не киллеры, и преступные приказы кого-то беспричинно убить исполнять не могут, не будут, не имеют права.

Даже если гипотетически предположить, что такой приказ все же был, то он должен оформляться только в письменном виде с подробными обоснованиями, способом исполнения, определением конкретных исполнителей… Понятно, что такого приказа не было и быть не могло. 

– Если смотреть хронологию, то получается так. С момента независимости Кыргызстана и Таджикистана обе страны не могли договориться по госгранице, оба государства отстаивали каждый сантиметр земли. Дальше – смотрите: вспыхивает Нагорный Карабах – для России это крайне не вовремя, так как значительная часть ее силы задействована на СВО, только-только улеглось между Азербайджаном и Арменией, глава ГКНБ делает резкое заявление о том, что появились некие новые данные. Следом Таджикистан вызывает нашего посла. Спустя четыре дня Россия рекомендует Кыргызстану и Таджикистану воздержаться от резких заявлений… Ровно через две недели КР и РТ, более 30 лет спорившие о госгранице, 3 октября вдруг резко все порешали, а на следующий день, 4 октября, был ликвидирован Кольбаев, которого считали контролировавшим наркотрафик.

Не считаете ли вы  ликвидацию Кольбаева классической операцией по отвлечению общественности от других более важных судьбоносных вопросов, например, Протокола  по делимитации  кыргызско-таджикской границы? 

– Давайте не будем привязывать события, происходящие где-там вдалеке, к нашим «баранам». Так мы можем договориться до того, что конфликт Азербайджана с Арменией, резкое выступление председателя ГКНБ,  обращение МИД РФ к Кыргызстану и Таджикистану, ликвидация Кольбаева и  нападение ХАМАС на Израиль – все это звенья одной цепи. 

И я не считаю ликвидацию Кольбаева классической операцией по отвлечению от других важных судьбоносных вопросов.

Если следовать подобной логике, то тогда можно сказать, что ликвидация Кольбаева имела целью отвлечь от Кемпир-Абада, от раздолбанных тротуаров, от проблем, связанных с женским насилием, от роста цен…  Думаю, дальше продолжать не стоит, и не стоит роль местной ОПГ поднимать на самый высокий уровень, с которого они влияют на межгосударственные отношения.

Поделиться в социальных сетях