$ ...
€ ...
₽ ...

Рубль, сом, тенге. Как страны ЕАЭС переходят на взаиморасчеты в нацвалютах?

Взаиморасчеты внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в последние годы все больше происходят в национальных валютах стран-участниц, а доллар и евро отходят на второй план. Какие перспективы у валют ЕАЭС и что ожидает доллар в будущем – в материале Dostuk.Media.

Переход на взаиморасчет в национальных валютах обусловлен несколькими факторами: санкции против России, введенные Западом после начала специальной военной операции на Украине (СВО), вторичные санкции против партнеров РФ, нестабильный курс валют, затрудняющий отработку контрактов, и другое. 

Однако главной причиной, по мнению экс-директора Института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества, доктора экономических наук Кубата Умурзакова, является конфискация золотовалютных резервов Центрального Банка России странами Запада и, в частности, США. 

Такой «санкционный маневр», по мнению эксперта, послужил сигналом не только для стран ЕАЭС, но и для других государств, например, Латинской Америки.

За 2022 год взаиморасчеты внутри ЕАЭС в национальных валютах составили 76 процентов, а в этом году ожидается, что они вырастут до 90 процентов

Да, большая часть межгосударственных контрактов все еще заключаются в долларах, однако, как ранее сообщал в СМИ председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Михаил Мясникович, это делается по привычке, так как прежде деятельность осуществлялась в резервных валютах Международного валютного фонда (МВФ).

«Надо, чтобы и стоимость торгуемого товара для минимизации потрясений, которые испытывают экономики государств ЕАЭС, записывалась в национальной валюте, из-за ее волатильности», – говорил Мясникович. 

В ЕАЭС взаиморасчеты в национальной валюте – достаточно молодая идея и появилась она до шквальных антироссийских санкций, нынешняя экономическая ситуация послужила своеобразным трамплином для дедолларизации.  

К слову, предшественником использования новшества была инициатива создания одного платежного средства внутри Союза.

Алтын за всех

Идея создания общих денег для ряда союзных стран не нова, самый известный пример – евро, который заменил национальные валюты 17 стран. Первым, кто заговорил о создании общего платежного средства для стран Евразийского региона, был первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

«Сначала нам надо доказать для себя выгодность и равноправность нашего экономического пространства. После этого обязательно встанет вопрос о единой валюте. Но я считаю, что ни одна национальная денежная единица, включая такую мощную, как рубль, не годится на эту роль. Это должно быть другое название, должна быть другая валюта», – говорил экс-лидер Казахстана в 2011 году в ходе пресс-конференции после подписания декларации о Евразийской экономической интеграции. 

Позже было предложено название «алтын». Планировалось, что более детальное обсуждение создания единой валюты начнется в 2015 году, а уже через десять лет проект будет реализован. Однако идея так и оставалась идеей, а в 2020 году главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгений Винокуров заявил, что в ближайшие десять лет не стоит ожидать реализации подобного проекта. 

«Идеи валюты ЕАЭС сейчас нет ни политически, ни экономически. Есть ряд исследований, которые доказывают, что ее введение дало бы сейчас негативный экономический эффект. Идеи нет, по крайней мере в ближайшее десятилетие», – заявил Винокуров в ходе первого Евразийского конгресса. 

Он также отметил, что более важной и первостепенной задачей является отказ от расчета в долларах. О невозможности введения общей валюты для региона в текущем году высказался и замглавы Министерства иностранных дел России Александр Панкин.

«Пока это нереально. А вот повышение доли расчетов в национальных валютах, в собственных финансовых платежных системах, в чужих национальных расчетных единицах – это более серьезный вопрос. По этому вопросу работа ведется», – говорил Панкин.

Расчеты по–братски

По итогам 2022 года самой востребованной среди валют стран ЕАЭС стал рубль – его доля во взаиморасчетах составила 71,5 процента. Ежегодно также растет доля других валют стран Союза, но пока они остаются не такими весомыми. 

На втором месте после рубля во взаиморасчетах внутри Союза идет казахстанский тенге, но его доля составляет лишь 1,4 процента.

По мнению доцента кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Елены Воронковой, такой валютный дисбаланс связан с существенным различием в уровне экономического развития между странами, внешнеторговом потенциале и структуре товаров. 

Другой проблемой, которая мешает укрепиться платежным средствам в торгах внутри Союза, по мнению системного аналитика и экономиста Бактыбека Саипбаева, является то, что Национальные банки стран ЕАЭС занимались преимущественно сдерживанием коллебания иностранных валют. 

«Сом не использовался для развития отечественной экономики. Но стоит отметить, что это болезнь всех банков СНГ. Нет способствования развитию национальных валют», — говорил эксперт.  

Ситуацию усугубляет и то, что нет четкой альтернативы доллару, хотя участники ЕАЭС и не только пытаются уйти от устоявшейся системы. Эксперт считает, что американская валюта была актуальна до тех пор, пока подкреплялась золотом, сейчас же это фактически просто бумажка.

«Мне кажется, что в перспективе современной мировой валютой станет что-то связанное с золотом, ведь многие страны накапливают свои резервы именно в этом металле», — рассказал Саипбаев.

Также, по его мнению, современная глобальная структура ведет к тому, что во всем мире будут формироваться объединения, схожие с ЕАЭС, которые в той или иной мере будут отказываться от устоявшейся системы использования доллара в качестве резервной системы для совершения платежей. 

Как напомнил кыргызстанский политолог Игорь Шестаков, в странах БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, КНР, Южная Африка) прорабатывается возможность отказа от доллара и использования китайского юаня во внутренней торговле. Также политолог отметил, что многие эксперты отмечают, что процедура дедолларафикации уже запущена и скоро будет завершена. 

«Тема взаиморасчетов в национальных валютах так же поднималась и в ходе конференции «Один пояс — один путь» в Китае. Ведущие экономисты СНГ говорят о том, что отказ от доллара будет свершившимся фактом, если не сегодня, то в ближайшее время», — поделился политолог.

Понятно, что кыргызский сом не сможет в ближайшее время составить серьезную конкуренцию доллару, рублю или юаню, но расчеты в национальных валютах для республики пойдут только в плюс – не будет лишних трат на конвертации, издержек, отпадут коррупционные схемы. 

Все это положительно отразится на экономике Кыргызстана, а учитывая, что процедура такой оплаты уже запущена и демонстрирует свою состоятельность, то полный переход на расчеты в валютах Союза – вопрос времени.

Поделиться в социальных сетях