$ ...
€ ...
₽ ...

Одна мама на 60 детей или О жизни сирот в общежитии Бишкека 

Небольшое двухэтажное здание на улице Табалдиева в Бишкеке особо не выделяется среди соседних домов – на веревках сушится белье, жильцы наводят порядок во дворе.

За девять лет через эти стены прошли сотни девушек и юношей со сложной судьбой. Это единственное в столице социальное общежитие для сирот, выпускников интернатных учреждений и молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Трамплин в жизнь

Из детдомов обычно выпускаются в 16 лет. Подростков устраивают в лицеи, где на какой-то период у ребят еще будет худо-бедно крыша над головой, а потом считается, что они взрослые и могут сами о себе позаботиться.

Повезло, если удастся найти скромную съемную комнатушку, ведь рассчитывать на получение социального жилья от государства не приходится, хотя Жилищный кодекс КР и гарантирует, что дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются жилым помещением в первоочередном порядке.

Такие случаи единичны и скорее исключение из правил. Поэтому попасть в общежитие – последняя надежда вчерашних школьников, оставшихся буквально на улице.  

У Марины (имя изменено) – детский церебральный паралич. С четырех лет девочка кочевала по разным детским домам, пока не выросла. Последние несколько лет она живет в социальном общежитии. Работает упаковщицей в цехе и учится на заочном отделении вуза. Контракт помогает оплачивать неправительственная организация. Сестра Марины тоже прошла через это общежитие, пока не вышла замуж.

«Здесь меня любят, – улыбаясь, говорит девушка. – Живем дружно, как одна большая семья. Бывают, конечно, споры, как и в любом коллективе, но быстро улаживаем». 

О родных Марина предпочитает не рассказывать. Известно, что после смерти отца ее мать отдала детей в интернат. Женщина не лишена родительских прав, но дети с ней не общаются. При этом братья и сестры (их всего пятеро) поддерживают связь между собой.

Еще один из воспитанников, 18-летний Алмаз (имя изменено) учится на инженера на бюджетном отделении. Он рос и воспитывался в интернатах с первого класса. В общежитии живет вместе с братом. «Здесь аура простая, все дружные, мне нравится», – немногословно говорит парень.

Семейный вопрос и обстоятельства детства под запретом у многих выпускников интернатов. Слишком больно и слишком много вопросов без ответов. Бередить душевные раны лишний раз никому из чужих не позволено.

Круглых сирот в общежитии около 10-12, у остальных мамы и папы лишены родительских прав в основном из-за асоциального образа жизни. Общежитие открыли весной 2014 года. Здание построили на муниципальной земле на средства бишкекского «Ротари клуба» и его «близнеца» из Норвегии. Позже объект передали на баланс столичной мэрии.

Всего общежитие рассчитано на 60 человек: 30 мест для девочек, 30 – для мальчиков, в настоящее время тут живут 42 человека. Парней, как показывает практика, всегда больше. На временное проживание может рассчитывать молодежь в возрасте 16-23 лет. Одно из главных условий пребывания – учиться в колледже или университете.

В комнатах живут в основном по двое, часть – по трое. Также есть прачечная, столовая и кабинет психолога. Из местного бюджета покрываются расходы на коммунальные услуги и зарплату восьми сотрудникам. Продуктами питания помогают неравнодушные граждане. На скромные завтраки и вкусный горячий обед воспитанникам хватает.

Зимой отсюда никого не выселяют. Каждое лето, после окончания учебного года состав постояльцев частично обновляется. Отучившись и получив профессию, а при необходимости и паспорт, воспитанники выходят во взрослую жизнь, освобождая места другим.

Призвание

Гулжан Шералиевой предложили возглавить учреждение несколько лет назад, зарплата директора тогда была десять тысяч сомов, сейчас – 17 тысяч. «Пришла вечером к ребятам с тортом и поняла: остаюсь», – вспоминает она.

Ее друзья помогли добавить уюта, передав шторы, диван на кухню, какую-то посуду. Позже приобрели морозильную камеру, стиральную машину, телевизор, мэрия выделила средства на кондиционер, электроплиты и водонагреватель. Теперь молодежь может собираться вечерами на кухне, смотреть телевизор, пить чай, общаться.

Среди постояльцев – выпускники Военно-Антоновского, Токмакского, Панфиловского и других домов-интернатов, кто-то просто с улицы. Молодые люди разные. Если выпускники одного интерната всегда одеты, обуты, с полотенцами и другими принадлежностями, то из другого приходят полураздетые и нуждаются в поддержке. Одни умеют делать все сами, а других приходится учить, начиная с того, как правильно мыть руки.

Гулжан Шералиева по образованию юрист, бывший милиционер. После выхода на пенсию стала волонтером, к доброму делу привлекает и своих друзей. Многие отзываются на ее клич о помощи. С миру по нитке, как известно, – голому рубаха.

В общежитии Гулжан Нарынбаевна сейчас знает каждого. Сначала пришлось не просто, был период притирки и даже ревность собственных детей, признается она. Первыми признали девочки, а потом и мальчики. Несмотря на возраст молодых людей, она всех называет «мои дети», часто их обнимает и по-матерински чмокает в макушки, когда те идут с утра на занятия.

«Меня здесь держит только любовь к детям, это мое призвание. Дети дают мне силу, они зовут меня «апа». Одна мама на 60 детей. Я благодарна за это судьбе. Они все сердобольные, не озлобленные, несмотря на то, как с ними в жизни обошлись», – поясняет Гулжан.

Двум выпускникам за время работы Шералиевой сыграли свадьбу в общежитии. В интернатах обычно не учат, как любить и как строить отношения, а тут стараются, чтобы молодежь жила дружно, как одна семья. Бывших выпускников тоже не забывают. При необходимости помогают, исходя из возможностей, – кому советом, кому коляской и памперсами для ребенка.

Недолюбленные, но не озлобленные

Из 42 воспитанников 40 – студенты разных учебных заведений. Многие учатся на факультете «Ихтиология и рыболовство» в агротехническом колледже. Гулжан Шералиева ищет в настоящее время варианты, как отправить этих студентов на работу в Норвегию.

Если получится заключить контракт, то у ребят будет бесплатный перелет, проживание и хорошая зарплата на рыбном заводе. «Каждый год хочу отправлять по десять человек, чтобы накопили себе на жилье, – планирует она.

– Летом наши воспитанники ездят подзаработать на трехмесячные программы в Германию и Болгарию. В 2021 году четверо наших воспитанников поступили на бюджет в российский университет. Учатся сейчас хорошо. Один мальчик грант в США выиграл. Все способные, только поддерживать их нужно. Когда я сюда пришла, многие только работали – в кафе, на СТО, автомойках. Стараюсь донести до них, что главное сейчас для них – это получить образование, чтобы не мыть всю жизнь чужие машины».

Хотя на работу воспитанников общежития, по словам Гулжан Шералиевой, берут охотно, потому что трудолюбивые. А вот зарплату могут и не выплатить: сироты же. Но за ребят есть кому заступиться, заработанное честным трудом работодателям приходится отдавать.

Гулжан Шералиева уверена, что к каждому человеку, даже самому сложному, можно найти подход. Главный секрет – это любовь.

«Детей надо любить. Всегда. Со временем они тоже начинают чувствовать тебя, твое настроение. Давайте человеку тепло, и он будет его отдавать», – отмечает она. Но спуску ребятам, особенно юношам не дает. Поручения директора – убрать, помыть, подмести – выполняются на раз-два.

Наша собеседница верит в каждого своего воспитанника и пытается их убедить в том, что все возможно.

Главное – хорошо учиться и честно трудиться. 

Поделиться в социальных сетях