$ ...
€ ...
₽ ...

Институт омбудсмена не комментирует законность задержания активиста Афтандила Жоробекова

В пресс-службе Института омбудсмена не комментируют законность задержания гражданского активиста Афтандила Жоробекова. Ранее правозащитник Гулшайыр Абдирасулова сообщила в социальных сетях о том, что гражданский активист задержан.

По сообщению местных СМИ со ссылкой на адвоката активиста, дело возбуждено МВД КР по части 3 статьи 278 «Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам».

Ранее, отметим, Жоробеков опубликовал видеообращение в Facebook, в котором заявил, что «за последние три года в стране нет прогресса и он против изменения флага страны».

В свою очередь в пресс-службе МВД КР сообщили, что, согласно оперативной информации, «подозреваемый многие технические средства использовал совместно с другими блогерами, финансируемыми из-за рубежа, для дестабилизации ситуацию в республике и негативного влияния на мнение общества», ведутся следственно-оперативные мероприятия, дополнительно выявленным сведениям будет дана юридическая оценка.

В пресс-службе же Института омбусдмена корреспонденту Dostuk.Media рассказали, что не могут дать оценку законности задержания активиста Жоробекова, так как «они не ознакомлены с материалами дела».

«Документы имеются у адвоката, а   правоохранители нам материалы дела не дают, ссылаясь на «тайну следствия». Ознакомились бы, тогда – да, мы бы дали оценку, нарушены ли его права… Но, когда мы ознакомимся, обязательно сделаем заявление. Мы будем мониторить судебный процесс, и вопрос Афтандила Жоробекова на контроле у акыйкатчы. Мы будем обеспечивать защиту его прав согласно нашему мандату. Для нас все кыргызстанцы равны и их права – высшая ценность», – клятвенно заверили в пресс-службе ведомства.

По ее данным, «сотрудники Института специально пошли в СИЗО, чтобы услышать его мнение, чтобы он рассказал, ознакомились с его условиями содержания».

«Но Жоробеков ни на что не жаловался и ничего нам не рассказал. Если бы мы ознакомились с материалами дела, мы обязательно бы дали оценку», – подчеркнули в пресс-службе Института омбудсмена.

Кто и что мешает Институту акыйкатчы запросить материалы дела у адвоката, непонятно.

Хотелось бы напомнить пресс-службе Института омбудсмена, что согласно пункту 6 статьи 8 Закона «Об Омбудсмене», акыйкатчы имеет право запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, общественных объединений и политических партий сведения, материалы и документы по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения заявления или жалобы, копии судебных актов, вступивших в законную силу;

Также, согласно пункту 7 этой же статьи, акыйкатчы имеет право на доступ к информации, связанной со служебной, коммерческой и государственной тайнами, в порядке, определенном законодательством Кыргызской Республики и пунктом 10 посещать в любое время места содержания задержанных, предварительного заключения, учреждения отбывания осужденными наказаний и учреждения принудительного лечения и перевоспитания, психиатрические больницы, беседовать наедине с находящимися в них лицами, получать информацию об условиях их содержания и проверять документацию, удостоверяющую законность их пребывания в указанных учреждениях.

Подчеркнем, что в соответствии со статьей 12 Закона КР «Об Омбудсмене» государственные органы не могут отказать акыйкатчы в доступе к какому-либо документу административного характера, если он имеет отношение к деятельности либо службе, являющейся предметом расследования.

Отметим, 9 декабря, на следующий день после задержания активиста, свое мнение в СМИ озвучила экс-омбудсмен Атыр Абдрахматова. Предъявленное обвинение она назвала необоснованным.

«Со стороны правоохранительных органов это превышение полномочий. Под страхом общественного народного несогласия, гнева и критики сейчас всех пытаются закрыть, заткнуть всем рты и запугать», — считает экс-омбудсмен.

Абдрахматова подчеркнула, что высказать свое несогласие с какими-то решениями властей и выходить на митинги — это не призывы к массовым беспорядкам.

«В статье Уголовного кодекса четко указано, что призывы к массовым беспорядкам, то есть подготовка, организация, проведение массовых беспорядков сопровождаются незаконными действиями — погромами, поджогами кражей грабежом имущества, неподчинением законным требованиям сотрудников правоохранительных органов и так далее. В призывах Афтандила собраться и выразить протест против изменения флага никаких слов о незаконных поджогах, погромах, кражах, грабежах не было. Это (задержание и арест активиста. — прим. ред.) превышение полномочий со стороны правоохранительных органов», — сказала Атыр Абдрахматова.

Анара МАМЫТОВА.

Поделиться в социальных сетях