$ ...
€ ...
₽ ...

Эксперты о биологической защите в Центральной Азии

Вопрос биологической безопасности остается открытым с момента обретения Кыргызстаном независимости, а в 2020 году начавшаяся пандемия короновируса обнажила его уязвимые места, четко дав понять, что республика к такого рода чрезвычайным происшествиям  попросту не готова.

Тогда образцы приходилось отправлять для исследований в зарубежные лаборатории, вакцину импортировать из других стран, хотя соседний Казахстан, например, разработал свою вакцину QazVac, которая, как рассказал доктор биологических наук, профессор Кунсулу Закарья, была 14-й в мире из более 200 вакцин, вышедших на клинические испытания. 

В минувшем году Центральноазиатский регион захлестнула корь, и на конец 2023 года только в Кыргызстане зафиксировали более 7 тысяч случаев, также известно о девяти летальных исходах.

В августе 2023 года директор Республиканского центра иммунопрофилактики (РЦИ) Министерства здравоохранения Кыргызстана Гульбара Ишенапысова отмечала, что ситуация с корью и краснухой в стране напряженная

Это лишь малое количество того, какие опасности для населения могут нести биологические угрозы. Как защитить себя от таких вызовов и бороться с пандемиями, инфекционными заболеваниями, поделились мнениями в Бишкеке 20 февраля в ходе круглого стола  «Перспективы сотрудничества стран Центральной Азии в обеспечении биологической безопасности и контроле эпидемиологической ситуации» эксперты из Кыргызстана, России и Казахстана. 

Нурболот Усенбаев, заместитель директора Республиканского центра карантинных и особо опасных инфекций при Министерстве здравоохранения Кыргызстана: 

– Биологические риски разделяются на четыре категории: инфекции, эпидемии, биотерроризм и генно-инженерная деятельность. К основным источникам биологической опасности для населения, животных и окружающей среды, чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера отнесены:

  • патогенные микроорганизмы, прионы, возбудители паразитарных заболеваний (опасные и особо опасные инфекции, в том числе природно-очаговые, спонтанные и «возвращающиеся»);
  • «новые» патогены, возникающие из непатогенных и патогенных штаммов микроорганизмов в результате мутагенеза под влиянием природных и антропогенных факторов;
  • поражающие факторы – продукты жизнедеятельности микроорганизмов (токсины, ферменты, биорегуляторы белковой природы, суперантигены, миниантитела), технофильные микроорганизмы и др.;
  • генетически измененные организмы и генетические конструкции (вирусные векторы, двуспиральные РНК, онкогены, гены, кодирующие белки-токсины);
  • патогены, устойчивые к современным антимикробным препаратам;
  • экопатогены, повреждающие физические объекты окружающей среды.

Для успешного противодействия угрозам необходимо повышать уровень отечественных лабораторий с целью исследования новых вирусов. 

В Кыргызстане на данный момент контроль за инфекционными патогенами осуществляется силами государственной системы охраны здоровья, республиканскими центрами по отдельным актуальным группам инфекций и международными организациями, которые в сотрудничестве с Кыргызстаном ведут наблюдательную деятельность.  

Однако сеть многочисленных разрозненных лабораторных баз вызывает озабоченность, так как система должна быть централизована с возможностью обмена данными. Надзор за опасными вирусами и бактериями должен быть жестким. Нам надо повышать безопасность отечественных лабораторных систем, чтобы они соответствовали мировым стандартам и нормам. 

Байкадам Курамаев, эксперт по международным отношениям, член Совета по устойчивому развитию в условиях изменения климата: 

– Биобезопасность является одним из первостепенных факторов в организации безопасности в странах Центральной Азии. Несмотря на то, что размещение биолабораторий является внутренним делом каждой страны, это влияет на национальную безопасность соседних стран. За последние годы в ряде региональных СМИ появились критические материалы о биолабораториях в Казахстане, – поделился эксперт.

Так, начиная с прошлого года кыргызстанской общественностью активно обсуждается размещение в 80 километрах от границы с Кыргызстаном биолаборатории последнего поколения в сотрудничестве с военными США. 

СПРАВКА: 5 ноября 2021 года на официальном сайте казахстанского правительства появилась информация о строительстве в поселке Гвардейский Кордайского района Жамбылской области Казахстана научной лаборатории повышенного уровня биологической безопасности и подземного хранилища для опасных и особо опасных штаммов вирусов, с кодом безопасности BSL-4. Срок завершения строительства указывался — IV квартал 2025 года. 

Отсутствие доступа властей страны к таким лабораториям является серьезным препятствием для доверительного сотрудничества. Казахстан, как и Кыргызстан, является участником Конвенции ООН «О запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении», согласно которой они должны предоставлять данные об исследованиях, а закрытые лаборатории этого делать не будут, хотя несут определенные риски. 

На данный момент в Центральной Азии наблюдаются вспышки различных заболеваний, таких как сибирская язва или корь. Представители Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечают, что мир может столкнуться с еще более опасными инфекциями, соответственно, общество должно к этому подготовиться. 

Для решения вопроса биобезопасности в регионе его странам нужно сплотиться для создания единой системы, регулирующей между государствами деятельность лабораторий военного назначения, это послужило бы основой доверия между нашими странами.

Вадим Козюлин, главный научный сотрудник Центра глобальных исследований и международных отношений дипакадемии Министерства иностранных дел России (МИД):

– В качестве более безопасной альтернативы классическим биолабораториям являются цифровые, уже сегодня многие процессы упрощены – то, что раньше в делали с использованием реагентов в пробирках, сейчас симулируют программно с помощью искусственного интеллекта.

Такие цифровые лаборатории располагаются в огромных корпорациях, а исследованиями занимаются биоинженеры и биоинформатики. Опыты производятся виртуально, но получается вполне реальный результат. То есть загружаются реальные данные, а в облачных лабораториях моделируются различные ситуации. 

Достаточно широкую известность получил результат, когда искусственный интеллект за шесть часов изобрел 40 тысяч ядовитых для человека соединений. Минусом таких новшеств является то, что в ускоренном режиме могут разрабатывать химическое и биологическое оружие, а также новые патогены.

Поделиться в социальных сетях