$ ...
€ ...
₽ ...

Доверие в тандеме. Опрос IRI или вброс?

Доверие общественности к президенту Кыргызстана Садыру Жапарову снизилось, а к главе Госкомитета национальной безопасности КР Камчыбеку Ташиеву, наоборот, возросло. Такую информацию со ссылкой на результаты опроса Международного республиканского института (IRI) опубликовал ряд местных СМИ.

Согласно информации, 37 процентов респондентов на вопрос, «за какую партию проголосовали бы избиратели?», ответили, что из всех политиков больше всего они доверяют действующему президенту Садыру Жапарову.

Имя главы ГКНБ назвали 22 процента. Остальные голоса распределились между 17 политиками. Также 20 процентов опрошенных не доверяют никому из политиков. Уровень доверия к Камчыбеку Ташиеву, утверждает IRI, возрос больше, чем к Садыру Жапарову.

Несмотря на то что президент Кыргызстана лидирует в данном опросе, за последние два года, согласно исследованиям, его позиции якобы ослабли, так как в сентябре 2022-го ему доверяли 38 процентов респондентов.

Уровень же доверия к главе ГКНБ Камчыбеку Ташиеву, пишут СМИ, за этот период возрос.

«Если в сентябре 2022 года ему доверяли 18 процентов, то в январе 2024-го его имя назвали уже 22 процента респондентов, то есть рост доверия за два года составил четыре процента», – говорится в сообщении местной прессы.

При этом, как следует из результатов двух предыдущих опросов, отношение граждан к двум политикам якобы колеблется, потому что в мае 2023 года у обоих политиков результаты были ниже.

СПРАВКА: Международный республиканский институт (International Republican Institute – IRI) создан в 1984 году «с целью продвижения демократии во всем мире». Представительства института открыты более чем в 30 странах и финансируются в большой степени через USAID.

Из открытых источников можно узнать, что начиная с 1983 года IRI проводит обучающие программы для политических партий, органов представительной власти и других организаций, непосредственно участвующих в осуществлении открытого политического процесса.

В 2004 году американское независимое издание Mother Jones обнародовало итоги журналистского расследования под названием «Как организация, финансируемая правительством США, способствует свержению избранных лидеров за рубежом», обвинив IRI в организации госпереворота на Гаити, в ходе которого погибли более ста человек. 

Тогда Гаити стал полигоном, на котором США отработали технологию смены власти в латиноамериканских государствах с нестабильной экономикой.

Но до этого в течение двух лет IRI проводил усиленные тренинги для представителей гражданского общества этой страны. По странному стечению обстоятельств, их участниками становились исключительно ярые противники действующей власти. 

По таким же лекалам, утверждало издание, обрабатывались «оппозиционные партии, намеревающиеся свергнуть избранные правительства» в Камбодже и Венесуэле – когда попытка свержения Чавеса в 2002 году сопровождалась человеческими жертвами.

Громким скандалом обернулась деятельность IRI и ряда других известных американских НКО в Египте. Так, в 2012 году Каир выдвинул в адрес сотрудников этих организаций обвинения в незаконной деятельности, направленной на дестабилизацию ситуации и расчленение страны.

The New York Times тогда писала: «По мнению следствия, четыре американские организации – Международный республиканский институт (International Republican Institute, IRI), Национальный демократический институт (National Democratic Institute, NDI), Международный центр для журналистов (International Center for Journalists, ICFJ) и Freedom House, а также немецкий Фонд Конрада Аденауэра (Konrad-Adenauer-Stiftung) работали на подрыв стабильности, нанимали агентов среди египтян, сотрудничали с разведками США и Израиля, провоцировали религиозные столкновения, а в целом – «пытались свергнуть действующий режим».

Все это, полагают в прокуратуре Каира, делалось «по указке американского Конгресса, еврейского лобби и общественного мнения в США».

Дело закончилось тем, что филиалы участвовавших в скандале НКО, в том числе и Международного республиканского института (IRI), в судебном порядке были закрыты, а в отношении причастных к дестабилизации ситуации в стране иностранцев вынесены заочные приговоры.

В 2019 году IRI и ряд других американских организаций, занимающихся продвижением демократии во всем мире, оказались вне закона и в Китае официальный Пекин обвинил их в разжигании и поддержке протестов в Гонконге и ввел соответствующие санкции.

Широко представлен IRI на постсоветском пространстве. Помимо Казахстана, в зону его интересов входят Украина, Беларусь, Грузия, Армения, Азербайджан, Узбекистан и несколько других стран.

На территории Евразии деятельность института так же сопровождается разного рода подозрениями в попытках дестабилизировать ситуацию. Поэтому в России IRI давно признана нежелательной, так как, согласно данным СМИ, организация разыгрывала «национальную карту, поддерживая рост националистических настроений внутри страны».

Отметим, несколько лет назад скандал с участием IRI разразился и в Грузии.

Тогда вице-спикер парламента страны Ирма Инашвили инициировала кампанию по запрету деятельности института в Грузии, назвав ее «вредной» и «деструктивной для государства».

Уточнялось, что в Грузии наиболее влиятельными считались данные, которые предоставлялись американскими IRI (International Republican Institute) и NDI (National Democratic Institute), однако оба фонда допустили крупные ошибки при оценке рейтингов конкурирующих партий в ходе парламентских выборов 2012 года«Грузинская мечта» выиграла выборы, при том что опросы NDI и IRI говорили о ее двукратном отставании от «Единого национального движения».

Поначалу с подозрением к деятельности этого института относились и на Украине. Депутаты Рады требовали от тогдашнего президента Леонида Кучмы закрыть эту иностранную «лавочку», но после серии майданов статус IRI внутри страны коренным образом трансформировался.

В Казахстане IRI работает с начала «нулевых» годов и если организация ранее акцентировала внимание на электоральных процессах и поддержке оппозиционных политических сил, то со временем фокус внимания института сместился.

Как свидетельствуют данные на официальном сайте организации, ее сотрудники сконцентрированы на вопросах национальной идентичности казахстанцев и даже провели исследование на эту тему, фактически разделив казахов на своего рода «касты».

Поделиться в социальных сетях