$ ...
€ ...
₽ ...

Пустыня в Бишкеке. Кыргызстанец собрал крупную коллекцию кактусов

Кыргызстанец Александр Подшивайлов – коллекционер редких растений, член Американского общества любителей каменистых садов (NARGS) и Английского общества альпийских садов (AGS). У него одна из самых больших коллекций зимостойких кактусов и альпийских растений в СНГ. В интервью Dostuk.media садовод из Бишкека рассказал о плюсах и минусах сухих садов.

– По образованию вы международник, успели поработать преподавателем. Откуда такая любовь к растениям?

– У меня любовь ко всему живому. Во время работы в университете параллельно увлекался герпетологией, ядовитыми змеями, ездил в экспедиции, а потом перешел преподавать на биологический факультет… Интерес же к растениям появился еще тогда, когда занимался изучением внешней политики. Началось все с бонсая, это были самые первые мои растения в квартире. Лет десять назад закончил несколько курсов по ландшафтному дизайну, а потом появился свой сад.

– Как родилась идея сухого сада?

– Спонтанно. Однажды узнал, что есть кактусы, которые выдерживают наши морозы. Некоторые виды, миниатюрные опунции, к примеру, выдерживают до –40 и даже ниже. Осенью они сбрасывают влагу, чтобы их не разорвало морозами.

Мне стало интересно, начал потихоньку собирать коллекцию, сначала с семян, потом стал получать и сами растения из Чехии, Англии, Германии, США.

Мне хотелось создать каменистую пустыню. Посмотрите на Калифорнию, Техас – очень красивые пейзажи.

– Сколько сейчас насчитывается кактусов в вашей коллекции?

– Около 60 наименований, но физически их, конечно, намного больше. Встречаешь иногда в самых неожиданных для себя местах, где даже не собирался сажать. Они «кочуют», цепляясь за кошек, а те уже разносят семена по саду. Кактусы очень быстро растут, из пятисантиметрового черенка за год вырастает до 25-30 сантиметров.

Стараюсь ограничивать количество, поскольку сад не может состоять только из одних кактусов, разбавляю засухоустойчивыми, пустынными травянистыми растениями, кустарниками.

Много, к примеру, редких ирисов из полупустынь Грузии, Армении, Ирана, Кавказа и Ближнего Востока. Они растут на горках среди кактусов, у них схожая экология – нуждаются во влаге весной и потом могут вообще отказаться от нее в течение летнего периода.

Ирисы-онкоциклы летом вообще нельзя поливать, иначе они погибнут. Поэтому, если ожидаются дожди, мы их специально накрываем.

– Чем вам нравятся кактусы?

– Своей неприхотливостью и красотой цветения. За колючки, конечно, не люблю их. Работаю с пинцетом или в прихватках, но бывает, что натыкаешься. При этом комнатные кактусы мне вообще не нравятся, ни одного горшка дома нет.

– Кстати, есть народная примета: если женщина не хочет остаться одинокой, то дома держать кактусы нельзя. Как вы относитесь к таким поверьям?

– Грустно, что люди в такое до сих пор верят. Век, когда столько технических возможностей, а в голове гуляет такая ерунда. Многие также считают, что тую нельзя сажать – это глупости, люди сами себя ограничивают.

Но какие-то растения держать дома, конечно, не стоит – из-за ядовитости. Есть растения, которые могут навредить детям, ведь они все подряд пробуют на вкус. Если говорить не о комнатных, а о садовых растениях, то ландыш майский – один из самых распространенных в саду, но один из самых ядовитых. Нескольких ягод ландыша хватает, чтобы умереть.

– Есть какое-то самое ценное и дорогое для вас растение?

– Много таких. Буквально все кактусы. Конечно, не обходится без потерь. Один вид кактуса замерз этой зимой из-за сильных перепадов температур, агава так же сильно пострадала.

– Как вы переживаете гибель растений?

– Легко. Садоводство – это один большой эксперимент. Нельзя сильно переживать по поводу гибели растения. Мы, садоводы, рассаживаем ценные для нас экземпляры в нескольких местах, где они могли бы чувствовать себя хорошо. Выжили? Замечательно! Нигде не прижились? Попробуем еще два-три раза, а потом, возможно, оставим эту идею и не будем связываться с этим больше никогда.

– В чем главные плюсы и минусы сухих садов?

– Единственный минус, пожалуй, в том, что они не дают такую яркую картину, как нравится большинству людей, при цветении роз, например, или много зелени.

В остальном же одни плюсы: реже ухаживать, реже поливать, удобрений вообще никаких не требуется. Напротив, это противопоказано таким растениям. Камни, сушь, пустыня – это, однозначно, на любителя.

Альпийские растения подходят уже немного больше тем, кто любит зелень. Все мои альпийцы выращены из семян. Альпинарий в разгар весны прекрасен – это буквально взрыв красок, очень пышное цветение. Особая эстетика – у крошечных растений.

– Дорого обходятся сухие сады?

– Исполнение дорогое из-за стоимости камня. Все остальное зависит от ваших возможностей и желаний. Вы можете засадить его кактусами или другими засухоустойчивыми растениями. Эта тема становится все более популярной в Америке, она к нам пришла именно оттуда. Во многих штатах вода стоит немыслимо дорого, многие держат сады в неполивном виде, остается надеяться только на осадки. 

Я знаю один сад, который не поливался ни разу за 50 лет. Это реально полупустыня, и вряд ли это понравилось бы нашему обывателю. Хотя во время цветения, конечно, все очень красиво. Летом в сухом саду невыносимо жарко, хочется убежать оттуда. Поэтому и говорю, что это на любителя. Но у вас всегда есть выбор – платить бешеные деньги за полив или нет.

Когда-нибудь нам придется отказаться от хвойных, магнолий, роз, ирисов и так далее, если ситуация с водой не изменится, а она, скорее всего, не изменится.

– Помимо кактусов вы еще экспериментируете с вертикальным озеленением. Получается?

– Вполне. Каменистые стены есть у меня и еще одной женщины – в Подмосковье, больше ни у кого в СНГ нет.

История началась с чешского города Брно, где в ботаническом саду решили попробовать вертикальное озеленение. Но это уже не просто лианы, к которым мы привыкли, а альпинарии, рокарии. Они там, правда, используют туф, который для нас не очень доступный.

Камни очень устойчиво держатся, после последних землетрясений ни один не упал, хотя здесь нет никакого раствора. Осенние саженцы уже выбросили бутоны, скоро тут будет розовое облако из цветов. Среди камней, но уже вертикально.

– А бонсай продолжаете?

– Да. Сейчас у меня есть бонсай из карагача, яблони, ели. Довожу до совершенства – у каждого оно свое. Многие называют это издевательством, и я с этим согласен, хотя ни один бонсаист вам в этом не признается.

– Если человек хочет построить сад, нужно иметь особые знания?

– Конечно. Я противник того, чтобы люди обращались к ландшафтным дизайнерам. У нас, как правило, это наемный рабочий, который работает на садовый центр, их основная задача – продать как можно больше растений. В итоге это будет не ваш сад, вы будете понимать, что к нему вообще никакого отношения не имеете, кроме того, что вы владелец участка. Неизбежно захочется многое изменить.

Создавать сад нужно для себя. Делайте так, как красиво и комфортно вам, даже если ваше представление о красоте не совпадает с мнением ландшафтных дизайнеров. Сад должен приносить вам радость, быть для души. 

Поделиться в социальных сетях