$ ...
€ ...
₽ ...

Ситуация на Ближнем Востоке. Как конфликт отразится на Кыргызстане и ЦА регионе

В ночь на 14 апреля Иран нанес массированный удар по Израилю. По данным ЦАХАЛ, всего было выпущено более 200 дронов-камикадзе, крылатых и баллистических ракет. Несмотря на то, что это давний конфликт, Иран впервые открыто атаковал Израиль, а не при помощи региональных союзников – хуситов и шиитской группировки «Хезболла». 

Атака длилась порядка пяти часов, взрывы слышались во всех городах Израиля. Позже в ЦАХАЛ заявили, что смогли перехватить 99 процентов снарядов. В обороне Израилю помогали Франция, Великобритания и Иордания, а со стороны Средиземного моря военные корабли США перехватили более 80 беспилотников.

Кроме того, 14 апреля Израиль ударил по объекту «Хезболлы» в Ливане, где, по данным зарубежных СМИ, группировка производила оружие. 

Удар по Израилю, по заявлению представителей Ирана, является ответом на авиаудар Израиля 2 апреля, в результате которого полностью было разрушено консульство Ирана в Дамаске (Сирия). Тогда погибли по меньшей мере семь человек.     

«Тегеран жестко ответит на атаку в том же объеме и с той же суровостью», – пообещал посол Ирана в Сирии Хосейн Акбари после удара по посольству.

После ответного удара  по Израилю 14 апреля Иран предупредил, что если последует новая попытка атаковать территории страны, то ответ будет мгновенный, как заявил замглавы МИД Ирана Али Багери Кани.

«Если Израиль попытается тронуть иранскую землю, определенно получит намного более сильный удар по сравнению с предыдущим. Если он совершит еще одну ошибку, ответ будет сильным и немедленным и будет измеряться не днями и не часами, а секундами», — приводит его слова иранское агентство IRNA. 

В свою очередь 15 апреля Министерство иностранных дел Кыргызской Республики выразило большую тревогу в связи с эскалацией конфликта между Ираном и Израилем и призвало стороны воздержаться от дальнейших военных действий, которые могут привести к дестабилизации ситуации на всем Ближнем Востоке, – говорилось в заявлении внешнеполитического ведомства Кыргызстана.

«Кыргызская Республика вновь призывает стороны к мирному урегулированию конфликта в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, прежде всего – Устава ООН», – говорилось в сообщении МИД КР.

Корреспондент редакции Dostuk.media побеседовал с кыргызстанскими политологами и спросил: чем грозит и как отразится конфликт на Ближнем Востоке на Кыргызстане и на Центральноазиатском регионе.

Игорь Шестаков, политолог, директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо»:

– Прежде всего надо говорить об экономических последствиях – уже сейчас начали подниматься цены на нефть, и если тенденция продолжится, то подорожание черного топлива негативно скажется на снижении производства.

Ведущие мировые экономические издания уже прогнозируют, что в случае продолжения конфликта в 2024 году производство товарной продукции может сократиться до одного триллиона долларов, а это в свою очередь повлечет за собой рост инфляции и отразится на многих регионах мира, включая и Центральную Азию. 

Надо отметить, что строительство международной транспортно-логистической магистрали «Север – Юг», которую в Иране называли золотой веткой для национальной экономики, из-за военных действий стоит под угрозой. Этот коридор стал бы ключевым звеном между Азией и Европой. 

Мы уже видим реакцию со стороны Европейского союза. Но в целом любые военные действия не способствуют выстраиванию транспортных цепочек международного характера. Я думаю, что Иран не стоит рассматривать в качестве крупного международного хаба. 

Положительный момент для Кыргызстана можно увидеть в том, что уже вчера мировые биржи, торгующие золотом, продемонстрировали рост цен. Учитывая, что Кыргызстан экспортирует золото, стоит ожидать увеличение госсредств, поскольку во время любой нестабильности цены на золото всегда поднимаются. Вопрос будет зависеть от того, насколько этот локальный конфликт не перейдет в другую фазу. Пока это обмен ударами, тем более что Иран заранее всех предупредил об этом. 

На мой взгляд, учитывая, что сегодня Иран переживает глобальные экономические проблемы, а Израиль занят ситуацией в секторе Газа, вряд ли стоит ожидать расширения этого конфликта, хотя Израиль и обещал ответить, но нужно следить за динамикой. 

Нужно понимать, что Израиль скромно сотрудничает со странами Центральной Азии, также как и не особо ощущается присутствие Ирана в регионе в плане торгово-экономического партнерства. 

Здесь напрямую в этой сфере я не вижу особых проблем. Единственный вопрос – это нефть. Если цены взлетят, то это существенно отразится на экономике Кыргызстана. 

Денис Бердаков, политолог:

– Конфликт Израиля и Ирана однозначно окажет влияние на Кыргызстан, и, к сожалению, крайне негативное в силу того, что это региональный конфликт, который может вовлечь в себя не только эти страны, но и широкую коалицию – Сирию, Ирак, Иорданию, Кипр, Египет. 

Конфликт может развиваться  вплоть до ядерных ударов, причем с каждой из сторон, так как и Иран, и Израиль обладают таким типом вооружения, это, в свою очередь, может нанести колоссальный вред всему региону. 

В случае продолжения конфронтации нас ожидают потоки беженцев. 

Самое же страшное – это возможная дестабилизация всего Центральноазиатского региона, включая Афганистан, Пакистан и другие страны. В силу этого такой конфликт крайне нежелателен. 

Стоит понимать, что этот конфликт не останется с участием лишь двух стран. На стороне Ирана, очевидно, выступят Россия и Китай, на стороне Израиля уже выступили Великобритания, Франция, США. 

Все это может привести если не к третьей мировой войне, то к полноценному конфликту, который разрушит жизнь всему региону, начиная от Центральной Азии, заканчивая Ближним Востоком и Африкой. 

Дмитрий Орлов, политолог, гендиректор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад»:

– Нужно понимать, что и с Ираном, и с Израилем у Кыргызстана вполне нормальные отношения, поэтому в данной ситуации республике нужно соблюдать нейтралитет. 

К сожалению, Кыргызстан до сих пор является объектом геополитики, а не субъектом, и здесь важно соблюсти в первую очередь интересы нашей страны, а для этого примыкать к какой-то одной стороне будет неправильной позицией. 

Естественно, нужно призывать стороны к прекращению огня, ведь Ближний Восток является одной из ключевых точек, от которой зависит не только региональная, но и глобальная безопасность. 

Несомненно, нестабильность на Ближнем Востоке может отразиться на регионе тем, что если Иран и Израиль начнут наносить друг по другу удары ядерным оружием, то по розе ветров последствия дойдут и до нас.

С экономической точки зрения нужно смотреть, насколько зависим Кыргызстан от поставок, которые проходят через эти страны. Но пока основные транспортные артерии ни Иран, ни Израиль прикрывать не собираются. Более вероятен сценарий с подъемом цен на нефть, соответственно, это отразится и на нас. 

Но поскольку основной товарооборот Кыргызстана идет из России и Китая, я не думаю, что это сильно скажется на Кыргызстане.

Поделиться в социальных сетях