$ ...
€ ...
₽ ...

Сели и оползни в Кыргызстане. Что влияет на количество ЧС и как защищают граждан

Последняя декада апреля выдалась в Кыргызстане очень дождливой – ливни привели к многочисленным селям и паводкам, есть жертвы. О том, можно ли спрогнозировать ЧС и почему люди продолжают жить на опасных участках, Dostuk.media рассказал директор департамента мониторинга, прогнозирования МЧС Даурбек Сакыев.

Даурбек Жоомартович, какие чрезвычайные ситуации наиболее характерны для Кыргызстана?

– Территория нашей республики подвержена опасным природным процессам в силу того, что это горная страна и находится в сейсмически активной зоне. Здесь возникают селевые и паводковые процессы, оползни, обвалы, камнепады, землетрясения.

В целом, согласно анализу, чуть более 30 процентов всех чрезвычайных ситуаций в Кыргызстане составляют селевые, паводковые процессы. Затем идут лавины (около 14 процентов) и оползни (десять процентов). С наступлением весны активизируются оползни, сели и паводки, особенно на юге Кыргызстана.

В целом по республике с 20 по 26 апреля зафиксировано 76 селевых процессов, в том числе 30 – в Ошской области, 23 – в Джалал-Абадской, 11 – в Баткенской, шесть – в Чуйской, четыре – в Таласской и два в городе Ош.

Затоплены дворы, жилые помещения, соцобъекты, хозпостройки, унесен скот, повреждена внутрихозяйственная инфраструктура (мосты, дороги, ирригационная система). Каналы, реки были заполнены селевым материалом, твердыми наносами, мусором, ветками. Трудности возникли в связи с тем, что выпало очень много атмосферных осадков, и сели повторялись в одном и том же месте несколько раз.

Комиссия по гражданской защите в настоящее время подсчитывает ущерб, спасатели ликвидируют последствия, очищают внутридворовые участки. Наши специалисты исследуют территории на предмет повторения селей, выявляют причины их схода, картируют эти зоны и готовят рекомендации на будущее для принятия превентивных мер и предупреждения ЧС.

– Были ли спрогнозированы эти чрезвычайные ситуации?

– В целом выпадение атмосферных осадков было спрогнозировано со стороны Кыргызгидромета, но сказался характер выпадения этих осадков – интенсивный, очень высокой плотностью, что привело в горной и предгорной зоне к большому скоплению селевых и паводковых потоков, которые не вместились в селеотводные каналы либо в ирригационную систему для безопасного пропуска.

Внутри населенных пунктов мостовые переходы, построенные из бетонных колец, были заполнены мусором либо твердыми материалами, которые принес селевой поток, это закупорило кольца, и в результате селевые потоки перелились через ирригационную систему и начали затапливать территории домов и приусадебных участков. То есть основной причиной этих селей стали обильные, аномальные (выше климатической нормы) осадки и заполнение мостовых переходов.

В целом есть несколько факторов возникновения селей – ливни, интенсивное таяние снега и прорывы высокогорных озер, на территории Кыргызстана более 300 прорывоопасных озер.

Ежегодно на основе наших полевых исследований мы готовим прогнозные материалы, где отмечены все участки и зоны, которые могут быть подвержены ЧС, и выдаем всем органам местного управления, главам районных администраций, полномочным представителям президента КР в областях. Кроме того, на ежемесячной основе готовим краткосрочные прогнозы и выдаем службам реагирования.

Также распространяем предписания о том, что в связи со штормовым предупреждением Кыргызгидромета либо с ожидаемым резким изменением погодных условий могут произойти ЧС, необходимо подготовиться. В ответ на предупреждения получаем информацию от местных властей об их готовности.

– Были ли жертвы?

– В результате стихийных бедствий в апреле погибли два человека – один от селевого потока (не успел выбраться из машины, – прим. ред.), второй – подросток от удара молнии.

– Сколько ЧС происходит ежегодно в Кыргызстане?  

– Мы ведем статистику с 1990 года по каждому виду опасного природного процесса. Это сели, оползни, лавины, землетрясения, подтопления, ливневые дожди, техногенные аварии и крупные ДТП, снегопады, град и прочее.

За последние пять лет (2019-2023 годы, – прим. ред.) количество ЧС разнилось от 31 до 59, но в отдельные годы их было в несколько раз больше. К примеру, в 2012-м количество ЧС достигло 458, в 2017-м – 339.

По нашим наблюдениям, есть определенный цикл: примерно каждые пять-десять лет статистика ЧС меняется, что связано с климатическими факторами. В многоводные годы, когда осадков в виде снега очень много, весной сходят селевые либо оползневые потоки.

Последний раз много чрезвычайных ситуаций было в 2017 году.  В октябре 2016-го выпало большое количество осадков, в декабре наблюдалось резкое повышение температуры, снег начал таять, и в 2017-м произошел сход оползней. Всего в тот год зафиксировано 169 случаев оползней, из них около 70 привели к чрезвычайной ситуации и гибели людей. До этого много ЧС было в 2012-м. Сейчас мы строим прогнозы, сценарии, что ожидает нас в ближайшие два-три года, консультируемся с климатологами.

– Что еще может влиять на ЧС, кроме изменения климата?

– Деградация пастбищ. Интенсивный выпас скота в предгорной, горной зоне тоже вызывает селевые потоки, поскольку идет обнажение горной породы, начинаются эрозионные процессы. И мы это сейчас как раз наблюдаем.

– Какие превентивные меры принимаются?

– Со стороны МЧС ведутся работы по озеленению предгорных зон, участков, подверженных опасным процессам. В составе министерства находится лесная служба, и активно реализуются зеленые проекты и решения. Конечно, это не даст мгновенного эффекта, в этом вопросе важна устойчивость – на начальном этапе нужно ухаживать за посадками, потом сможем получить результат в виде укрепления склонов, берегов.

Есть и плановая работа – строительство селезащитных дамб, шпор, берегоукрепление, очистка селеотводных каналов, селехранилищ. В 2024 году по всей республике запланирована работа на 194 объектах на сумму более 220 миллионов сомов. 15 объектов уже завершены.

– Средств недостаточно?

– К сожалению, да. Потребность составляет более 400 километров берегозащитных сооружений, в том числе реабилитация и строительство новых объектов. 

На все это требуется более 151 миллиона долларов. Бюджет наш ограничен, поэтому выбираются наиболее приоритетные участки, там, где острая необходимость и угроза населенным пунктам. 

Ежегодно составляем общий перечень – 718 объектов, отбираем по мере финансирования. На всех участках одновременно МЧС не может выполнять работы, требуется спецтехника и финансы.

– Сколько наиболее опасных для жизни участков по республике?

– Более 17 тысяч, в том числе 11 тысяч природного характера (землетрясения, оползни, сели, прорывоопасные озера, камнепады и подтопление грунтовыми водами), остальное – техногенного (промышленные объекты, автозаправочные станции, нефтеперерабатывающие заводы, станции с сильными ядовитыми веществами, пестицидами и другие). В многолетнем ракурсе в плане человеческих жертв очень опасны оползни.

На территории республики 4 тысячи 554 оползня, из них около 1,1 тысячи угрожают населенным пунктам и объектам инфраструктуры. Поэтому мы говорим об отселении граждан из этих опасных участков, проводим разъяснительную работу. В целом по Кыргызстану отселению подлежат 3 тысячи 878 семей, из них материальную помощь получили 1 тысяча 406 семей, а земельные участки на переселение в безопасные зоны – 2 тысячи 472 семьи. Но люди продолжают жить в опасных местах.

– Можно ли их заставить отселиться?

– У МЧС нет таких полномочий – это будет нарушением конституционных прав, и граждане, конечно, имеют право обратиться в суд. Поэтому пытаемся вести разъяснительную работу и говорим о том, что дальнейшее пребывание опасно для них и их детей.

В период активизации оползней (с конца февраля по июнь) стараемся отселить хотя бы временно, МЧС выдает палатки. 

Кроме того, приходится прибегать к другим действиям – заключения о том, что жилые дома находятся в зоне оползневой опасности, передаем органам местной власти, которые заносят их в красную зону, соответственно, не производятся процедуры, связанные с недвижимостью, выдача каких-то справок блокируется до тех пор, пока люди не отселятся. А вот застраховать свое жилье от пожаров и стихийных бедствий люди должны и многие уже это делают.

В то же время мы понимаем, что для граждан очень сложно переехать на новое место. Существующий их быт связан с животноводством или сельским хозяйством. Там они долгое время проживали, как и их предки, шесть–восемь соток, которые они получают в другом месте, не хватает для продолжения экономической, хозяйственной деятельности, и они снова возвращаются на свои прежние участки.

Чтобы как-то снизить оползнеопасную угрозу, мы обратились к донорам, партнерам и запустили пилотный проект при поддержке Азиатского банка развития. В проект включены 46 оползнеопасных участков, на 26 из них проводится разгрузка и стабилизация критической массы с помощью инженерной техники.

На 20 объектах будет установлена система мониторинга (датчики, различные сенсоры). В автоматическом режиме будем получать информацию и в случае какой-то деформации либо подвижки склона, активизации оползня будем экстренно отселять население.

Наши оползни очень быстротечны. Этому пример 2017-й, 2012-й, 1998-й, когда буквально за несколько минут оползни накрывают объекты, находящиеся внизу. Но до того момента, как оползень начнет двигаться, можно это спрогнозировать. Оборудование позволяет отследить малейшее движение, есть система оповещения, срабатывает датчик. Такая практика есть в Японии, Италии, Южной Корее.

Определенное оборудование уже получили в рамках проектов Всемирного банка и Программы развития ООН, есть специальная мобильная лаборатория, оснащенная современным оборудованием для мониторинга оползней.

Если раньше мы проводили визуальное исследование, то сейчас уже можем говорить об инструментальном. Это применение научно обоснованного подхода, что улучшает качество прогноза.

Сегодня мы пока выдаем пространственный прогноз – где может произойти ЧС, в каком населенном пункте, а стремимся к временному прогнозу. Со стороны Кыргызгидромета тоже есть определенные наработки, они улучшили свой прогноз и стараются делать его на десять дней, а не на пять.

Соответственно, это улучшит готовность служб реагирования, МЧС, даст возможность предупредить население, вывезти его в безопасные зоны с наименьшим материальным ущербом. 

Поделиться в социальных сетях