$ ...
€ ...
₽ ...

Трупы животных в арыках и на обочинах. Почему в Кыргызстане нарушают правила утилизации биоотходов

Животноводство в Кыргызстане является одной из приоритетных отраслей сельского хозяйства. По официальным данным, в республике насчитывается более шести миллионов овец и коз, 2,1 миллиона голов крупного рогатого скота, более 500 тысяч лошадей. 

Как и в любом деле, не обходится без потерь, но с утилизацией биологических отходов не все гладко. В ряде населенных пунктов нет скотомогильников и трупы сельхозживотных можно встретить в арыках, на обочинах и мусорках. Подробнее – в материале Dostuk.media.

Неприятная прогулка

За время выездов на природу в апреле 2024 года житель села Джаны-Джер Сокулукского района Чуйской области Алик Маратов сделал не одно фото останков животных. Там и теленок, и шкуры, и даже целая корова.

«Неприятно, когда ты идешь и видишь мертвую корову, раздутую как воздушный шар и неизвестно от чего умершую. Коров не так часто можно увидеть, а вот овец и коз – запросто.

Причем это не глухие места: в селе, вдоль дорог, по обочинам, вблизи домов, в арыках, по которым пускают поливную воду на поля. Тут и дети поблизости бегают, и стада других животных на дневной выгул проходят», – посетовал мужчина.  

Несколько лет назад у Алика умер старый пес. Он его завернул в мешок и вывез на мусорку на окраине села.

«А что делать? Других мест для захоронения животных у нас нет. Чтобы закопать где-то, нужно рыть огромную яму для овчарки. Курицу можно сжечь, к примеру, а с крупными животными как быть?» – задался он вопросом.  

Всего на территории Сокулукского района зарегистрировано более 61 тысячи голов крупного рогатого скота и более 115 тысяч голов мелкого, поэтому вопрос утилизации биоотходов очень актуальный.

Должны, но не делают

В Министерстве водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, как и в Министерстве природных ресурсов, экологии и технического надзора отметили, что вопрос утилизации биологических отходов находится в ведении местных органов власти.

По словам главного инспектора Сокулукского районного ветеринарного управления Нурбека Исакова, в каждом айыл окмоту должен быть скотомогильник – огражденный земельный участок, специально оборудованный земляными траншеями и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари).

Сегодня по Сокулукскому району всего три рабочих ямы (в Крупском, Кайназаровском и Военно-Антоновском айыл окмоту), хотя должно быть как минимум 20.

Именно столько органов местного самоуправления было до объявления административно-территориальной реформы. После проведения АТР в районе стало девять айыл окмоту и один город – территории объединили, укрупнили. Тем не менее ветслужба требует, чтобы в каждом крупном населенном пункте обязательно были ямы Беккари для утилизации животных.

«Местные органы власти должны были включить их строительство в бюджет. Мы уже два года над этим работаем, выдаем предписания, но в связи с финансовыми затруднениями айыл окмоту этого не делают. Кроме того, под ямы нужно выделить землю, трансформировать ее, – пояснил Нурбек Исаков.

– Бывает, что люди выбрасывают трупы животных в населенных пунктах. В таких случаях в некоторых айыл окмоту вынуждены выкапывать ямы для захоронения. Участковый ветврач должен провести обработку на месте, дезинфицировать. Можно попробовать отвезти труп животного в ближайшее село, где есть яма Беккари, но не факт, что там примут чужие отходы».

Он подчеркнул, что к строительству ямы Беккари предъявляется ряд требований, в частности, она должна находиться на расстоянии не менее одного километра от жилых домов, общественных зданий, животноводческих ферм. Стены делают из водонепроницаемого материала (бетонируют), яму плотно закрывают крышкой. За скотомогильником должно быть закреплено ответственное лицо, которое ведет регистрацию в журнале – что и когда утилизировано в яме.

В Новопавловском айыл окмоту, по словам Нурбека Исакова, был передвижной крематорий, но в рамках территориальной реформы они теперь относятся к Бишкеку. Плюс такого крематория в том, что животных не нужно куда-то транспортировать.

Инспектор отметил, что животноводы тоже должны нести ответственность. В случае болезни или гибели животного необходимо сообщить участковому ветеринарному врачу, он должен прибыть на место, осмотреть, выяснить, от чего произошла смерть, инфекционная ли болезнь была.

Но чаще люди не сообщают о таком, то ли от незнания, то ли от безответственности, предпочитая выкинуть тушу в ближайший арык или мусорку. А это может быть небезопасно: останки по округе могут разносить шакалы, птицы. Если животное погибло от инфекционного заболевания, есть риск распространения вируса.

Как должно быть

Согласно постановлению кабинета министров от 29 сентября 2023 года №517 «Об обеспечении эпизоотического благополучия и ветеринарно-санитарной безопасности», сбор, утилизация и уничтожение биологических отходов являются обязательными для исполнения владельцами животных.

Биоотходы до их утилизации или уничтожения хранятся в закрытых, специально оборудованных помещениях или закрытой, влагонепроницаемой таре, в местах, недоступных для посторонних лиц, собак, кошек, мышевидных грызунов и мух.

Уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю, вывоз на свалки, сброс в водоемы, мусорные контейнеры не допускаются.

Возможно сжигание биологических отходов в специальных печах (в крематориях) или земляных траншеях (ямах). Оставшуюся золу и другие неорганические остатки закапывают в той же яме, в которой проводилось сжигание.

Любой каприз за ваши деньги

В Бишкеке вопрос захоронения домашних животных тоже актуален. Питомцев содержат не только в частном секторе, но и обычных многоквартирных домах. Для их владельцев неизбежно наступает время, когда приходится решать, что делать с умершим четвероногим другом. Кто-то может отнести труп в контейнер на мусорной площадке или спокойно выбросить его на обочину.

Поступить так с любимым котом Басей у бишкекчанки Анары не поднялась рука.

«Я хотела его кремировать, но он «ушел» с 1 на 2 января, были январские каникулы, и никто не работал. В ветеринарной клинике, где мы наблюдались, предложили услугу по захоронению. Несмотря на то, что стояли холода и земля была мерзлой, услугу мне оказали. Басю захоронили в предгорье неподалеку от Бишкека и прислали видеоотчет, чтобы я была спокойна. Заплатила я за это около 2,5 тысячи сомов», – рассказала женщина.

В интернете можно найти немало контактов людей, оказывающих ритуальные услуги для животных, вплоть до установки оградки и даже памятника.

«Раньше мы захоранивали домашних животных на Юго-Западном кладбище, сейчас оно закрыто, поэтому вывозим выше в горы. За собаку берем шесть тысяч сомов, за кошку четыре тысячи. Фотоотчет сделаем», – пообещал мужчина по одному из номеров телефона. Он рассказал, что работает в этой сфере уже около десяти лет, но в основном занимается изготовлением памятников и надгробий для людей.

«Некоторые люди хоронят голубей, попугаев, декоративных кроликов, плачут, относятся к ним как к членам семьи. Трупы сжигаем или закапываем – как клиенты скажут. Иногда просят поставить оградку или табличку с портретом питомца», – добавил он.

По другому номеру телефона мужчина так же заверил: за определенную плату они сделают все, что клиент пожелает.

«Захораниваем на нашей частной территории – в крестьянском хозяйстве в районе села Беловодского. Стоимость услуги зависит от веса животного и расстояния, где забрать, – пояснил он. – За собаку, к примеру, выйдет около четырех тысяч сомов, но если она умерла от чумы, то дороже, ведь нужно будет сделать обработку территории у клиента и у нас. После захоронения засыпаем золой, хлоркой, чтобы у нас самих проблем потом не возникло, и наши животные не пострадали».

На вопрос, могут ли утилизировать корову, мужчина ответил положительно. Выезд в село Джаны-Джер, к примеру, и кремация обойдется в 15 тысяч сомов.

Редакция Dostuk.media уточнила в Сокулукском районном ветеринарном управлении, можно ли захоранивать живность на придомовом участке, в крестьянском хозяйстве или в предгорьях, как это делают, или по крайней мере заявляют авторы объявлений. Специалисты ответили отрицательно.

По их словам, утилизация должна производиться только на территории скотомогильников в яме Беккари и строго в присутствии ветврача.

А как в Бишкеке?

Директор МП «Бишкекский санитарный полигон» Нурлан Джумалиев подчеркнул, что выбрасывать трупы животных в мусорные контейнеры «Тазалыка» ни в коем случае нельзя, особенно летом, но их можно привезти на полигон.

«Утилизация и обеззараживание происходит в биотермической яме Беккари, в которой послойно пересыпают хлорку и каустическую соду. В день «Тазалык» привозит нам от 200 до 600 килограммов биологических отходов. Кроме собак, поставляют сбитых на дорогах животных. На утилизацию привозят также отходы из соседнего села Лебединовка и города Шопоков.

С прошлого года мы стали использовать для этих целей закупленный мэрией инсинератор (установка для термического уничтожения жидких, твердых и газообразных отходов). Температура достигает 950 градусов по Цельсию, это быстрее чем в яме», – проинформировал он.

Поделиться в социальных сетях