$ ...
€ ...
₽ ...

Продовольственная безопасность. Сможет ли Кыргызстан защитить себя и накормить соседей?

Продовольственная безопасность стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) за десять лет значительно выросла, однако и до сих пор остаются слабые места. Если смотреть на статистику, то с момента создания Союза самообеспеченность основными видами товаров выросла до 93 процентов. Об этом рассказал председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Бакытжан Сагинтаев, выступая на пленарной сессии «Продовольственная безопасность Евразийского экономического союза» форума «Белагро», который прошел в начале недели в Минске. 

Сагинтаев заявил, что за минувшие десять лет ЕАЭС стал нетто-экспортером с положительным балансом, а экспорт продукции агропромышленного комплекса вырос вдвое. Рост производства сельскохозяйственной продукции за этот период составил 125 процентов, а взаимные поставки продовольственных товаров между странами ЕАЭС увеличились в 1,6 раза.

Тем не менее Союз все еще зависим от импорта – не хватает материально-технических ресурсов, в аграрном секторе дефицит инновационных решений. Чтобы с этим бороться, Бакытжан Сагинтаев предложил поддерживать аграрные и промышленные проекты, что в конечном итоге может содействовать импортозамещению и росту конкурентоспособности продукции ЕАЭС не только в Союзе, но и на мировом рынке. 

Что делает Кыргызстан в агропромышленном комплексе

Кыргызстан работает над развитием агропромышленного сектора и сохранением стабильного внутреннего агропродовольственного рынка. Об этом на пленарной сессии заявил председатель кабинета министров Кыргызстана Акылбек Жапаров. Он отметил, что сельское хозяйство является одной из приоритетных отраслей экономики в КР и самой важной отраслью в мире. В ЕАЭС производство сельхозпродукции с 2015 года выросло почти на 23 процента, и Кыргызстан нацелен развивать отрасль дальше. 

«В ближайшие годы планируется реализовать 100 крупных проектов в 11 отраслях агропромышленного комплекса, направленных на обеспечение продовольственной безопасности и повышение конкурентоспособности отечественной продукции», – сказал Акылбек Жапаров. 

Для развития сектора глава кабмина отметил важность внедрения кластерных методов ведения хозяйства, цифровых технологий для обеспечения прослеживаемости и безопасности сельскохозяйственной продукции, развития кооперации, улучшения доступа фермеров к инновациям и внедрения современных технологий.

Председатель правительства России Михаил Мишустин отметил, что развитие агропромышленного комплекса требует улучшения десятка смежных направлений, в том числе производства собственной сельхозтехники, удобрений, пищевой, перерабатывающей, химической промышленности. Необходимо выстроить надежную логистику, наладить устойчивые торговые связи и цепочки поставок топлива, удобрений, зерна и других продовольственных товаров. Надо продолжать стимулировать научные исследования и разработки.

Риски сохраняются

Возвращаясь к вопросу продовольственной безопасности, надо сказать, что несмотря на позитивные цифры, сохраняется множество факторов, которые несут реальную угрозу. 

Акылбек Жапаров напомнил, что, по оценкам международных экспертных организаций, в 2022 году по меньшей мере 258 миллионов человек в 58 странах столкнулись с проблемой обеспечения продовольствием, а по прогнозам, к 2028 году почти миллиард населения Земли столкнется с острой нехваткой продуктов. 

«Вопрос обеспечения продовольствием стал особенно чувствительным с учетом работы нашего Союза в условиях беспрецедентных экономических вызовов, в результате пандемии коронавируса, которая отчетливо показала, что бесперебойное снабжение населения продуктами питания является одной из первостепенных задач и инструментом поддержания стабильности в условиях чрезвычайных ситуаций. В целях насыщения внутреннего рынка и стабильной работы аграрного сектора страны Союза предпринимают совместные шаги по укреплению продовольственной обеспеченности, включая нормативно-правовые аспекты ее регулирования», – сказал глава кабинета министров КР. 

Он добавил, что ЕАЭС необходимо проработать вопрос финансирования из средств бюджета Союза совместных кооперационных проектов в агропромышленном комплексе.

Перспективы и потенциал

У стран ЕАЭС в сельскохозяйственном обороте находится около 320 миллионов гектаров земли, общий рынок составляет около 190 миллионов человек. По словам Михаила Мишустина, за I квартал 2024 года производство АПК прибавило еще более полутора процентов. Глава правительства РФ подчеркнул, что такие позитивные тенденции наблюдаются во всех государствах «пятерки».

«Взаимные поставки позволяют стабилизировать цены в межсезонье. Уровень обеспеченности ЕАЭС собственным сельскохозяйственным продовольствием растет из года в год. Россия и Казахстан полностью закрывают потребности союзного рынка в зерне и растительных маслах. Беларусь – надежный поставщик мясо-молочных товаров. Армения и Кыргызстан – овощей и фруктов, высокий спрос на которые есть в других государствах Союза», – отметил глава правительства РФ.

«Такую специфику и возможности производства надо брать в расчет в дальнейшей совместной работе по укреплению продовольственной безопасности, чтобы гарантировать стабильность и предсказуемость на общем рынке. На ежегодной основе уже формируются наши индикативные балансы по самым важным товарам – пшенице, ячменю, кукурузе, семенам подсолнечника, подсолнечному маслу и сахару», – сказал Михаил Мишустин.

Что может предложить Кыргызстан?

Республика может стать важной центральноазиатской производственной базой по наращиванию объемов продукции первостепенной важности. Об этом Dostuk.media заявил политолог, директор центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков. 

«Выступление Акылбека Жапарова достаточно актуально в плане обеспечения продовольственной безопасности, учитывая военные конфликты, происходящие в мире, глобальное потепление и другие факторы. Безусловно, производство продовольствия будет сокращаться, и странам ЕАЭС надо иметь продовольственную подушку безопасности», – говорит он.

«Наша республика является аграрной, и нынешние экспортные поставки могут быть значительно увеличены. Кыргызстан имеет большой аграрно-промышленный потенциал, нужны только инвестиции. Здесь хорошо помогает Кыргызско-Российский фонд развития (РКФР), который финансирует экспортно-ориентированные проекты. В то же время можно создать инвестиционные проекты и в рамках самого ЕАЭС», – считает Игорь Шестаков. 

Если рассматривать точечные отрасли, то можно обратить внимание, например, на сахар, запрет на экспорт которого вводят в странах ЕАЭС чуть ли не ежегодно. С мая по 31 августа его ввела Россия. Потом так же поступил Казахстан. Об этом заговорили и в Кыргызстане.

В 2022 году была аналогичная ситуация. В итоге среди кыргызстанцев началась паника, что сразу отразилось на росте цен на сахар, пришлось вмешиваться антимонополии.

В 2024 году в стране все спокойно. Запасов сахара, по словам директора сахарного завода «Кошой» Алмазбека Алтыбаева, хватит до нового сезона.  

Учитывая сельскохозяйственный потенциал, смог бы Кыргызстан в ближайшем будущем наладить экспорт сахара в ЕАЭС? С таким вопросом редакция Dostuk.media обратилась к члену совета директоров, начальнику сырьевого департамента ОАО «Каинды-Кант» Руслану Рафибекову.

«Мы должны первостепенно обеспечить сахаром внутренний рынок. Для свеклы не нужны большие площади, но все упирается в мощности заводов. Их ежегодно модернизируют, увеличивая производительность. Перед нами действительно стоит задача по выходу на экспорт, возможности есть. Взять, например, Чуйскую область – здесь есть 400 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель. Под свеклу в 2024 году используют только 15 тысяч гектаров – так что потенциал для роста есть. Для выхода на экспорт нам нужно около 20 тысяч гектаров сахарной свеклы. Другой важной составляющей является возможность переработки сырья и конкурентные цены», – ответил Руслан Рафибеков.

Он добавил, что в плане экспорта Кыргызстан сначала может работать на страны Центральной Азии.

«Мы единственные в регионе, у кого наиболее высокая обеспеченность сахаром из собственного сырья. Казахстан производит меньше продукта на большее население. В Таджикистане сахарных заводов и вовсе нет, Узбекистан работает на привозном сырье. С этой точки зрения мы можем предложить нашим соседям кыргызский сахар, даже в текущей ситуации есть минимальный объем экспорта», – рассказал он.

«Россию и Беларусь в качестве стран для экспорта мы не рассматриваем, так как у них цена на сахар значительно ниже за счет низкой себестоимости. Здесь надо учитывать и логистику, которая значительно повысит себестоимость товара из Кыргызстана», – заключил Руслан Рафибеков.

Поделиться в социальных сетях