$ ...
€ ...
₽ ...

«Талибан» может уйти из списка террористических организаций. Как это повлияет на Кыргызстан и соседей по региону

Какая позиция по талибам у Кремля

Недавно Кремль заявил, что рассмотрит вопрос об исключении движения «Талибан» из списка террористических организаций (запрещено в Кыргызстане, странах Центральной Азии, России, находится в санкционном списке ООН). С таким предложением к президенту России Владимиру Путину обратились представители МИД и Минюста. Российские юристы и дипломаты заявили журналистам, что без смены статуса талибов «о признании говорить будет преждевременно».

– Этот вопрос [о выведения «Талибана» из списка террористических организаций] продолжает прорабатываться. Все соображения доложены высшему руководству России. Ждем принятия решения, – отметил в интервью директор второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов. 

Таким образом, если Владимир Путин решит вопрос положительно, то, по мнению экспертов, Россия будет поддерживать и вывод отдельных представителей талибов из санкционного списка Совета Безопасности ООН. 

– Как вы знаете, в СБ ООН пятнадцать стран, пять постоянных членов с правом вето, поэтому всe будет зависеть от его решения. Россия будет за это выступать, но какое решение он примет — это вопрос, – заявил Замир Кабулов российским журналистам.

Напомним, в мае 2024 года Владимир Путин на пресс-конференции заявлял, что «отношения с талибами необходимо выстраивать, исходя из реалий».

– В Афганистане есть проблемы, о них всем хорошо известно. Вопрос, как выстраивать отношения с действующей властью, – это другой вопрос. Но выстраивать как-то надо. Это же люди, которые контролируют страну, они являются властью сегодня в Афганистане. Надо исходить из реалий, и соответствующим образом выстраивать отношения, – сказал российский лидер. 

Казахстан с талибами уже определился

Казахстан оказался первой страной Центральной Азии, которая вывела движение «Талибан» из списка террористических организаций. Об этом 3 июня 2024 года заявил президент Касым-Жомарт Токаев.

Глава Казахстана объяснил, что «режим талибов – долгосрочный фактор, и важно развивать торгово-экономическое сотрудничество с современным Афганистаном».

Казахстанский политолог Эдуард Полетаев в интервью журналистам прокомментировал ситуацию так: «Это прежде всего прагматичный подход, направленный на максимизацию выгоды для страны». 

По данным открытых источников, в 2023 году Казахстан экспортировал в Афганистан продукции более чем на 615 миллионов долларов. В топе списка экспортных товаров: куриные яйца, бобовые культуры и пшеница. В свою очередь Афганистан отправляет в Казахстан лук и чеснок, драгоценные камни и фрукты. С тех пор как к власти в Афганистане пришли талибы, железнодорожные перевозки между Казахстаном и Афганистаном выросли примерно на 15 процентов.

Не все соседи одинаково лояльны к талибам

Что касается стран, которые имеют с Афганистаном общую границу, – Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, – в них пока о выведении группировки «Талибан» из списка террористических организаций речь не ведут. 

Официальный Ташкент в марте 2024 года принимал должностных лиц «Талибана». По итогам встречи министр иностранных дел Узбекистана Бахтиер Саидов сообщил в своем Telegram-канале, что удалось  обсудить «широкий спектр вопросов взаимного сотрудничества. Особое внимание уделили созданию максимально благоприятных условий для укрепления экономических связей и улучшения отношений между деловыми кругами».

По данным афганского Министерства промышленности и коммерции, в 2023 году Узбекистан и Афганистан наторговали между собой на $266 миллионов, что в 6,04 раза больше по сравнению с 2022 годом.

Дипломатические отношения Туркменистана и Афганистана исчисляются годами, и после прихода к власти талибов – ничего не изменилось, скорее, связи даже стали крепнуть. 

Так, в феврале 2024 года в Туркменистан прибыл и.о. главы МИД Афганистана Амир-Хан Муттаки, чтобы обсудить повышение уровня дипломатического присутствия талибов в Ашхабаде и аккредитацию их полномочного посла.

Что касается взаимной торговли, то, по данным Министерства торговли и промышленности Афганистана, электроэнергия, нефть и газ – ключевые позиции экспорта Туркменистана в Афганистан. В обратную сторону идет мрамор, сухофрукты, картофель и безалкогольные напитки.

В отличие от соседей по Центральной Азии и России Таджикистан не только не спешит налаживать связи с талибами, но и поддерживает оппозицию Афганистана. 

В 2023 году после схода лавины в Горно-Бадахшанской автономной области, когда погибли несколько человек и пострадало здание посольства Афганистана, произошло вынужденное сближение в отношениях между таджикскими властями и талибами. 

Официально тот визит никто не комментировал, фотографий или видео так же не публиковали. 

Примечательно, что несмотря на отсутствие дипломатических отношений между Таджикистаном и Афганистаном торговые связи с 2022 года, то есть с момента прихода к власти талибов, только крепли. Еще в январе 2022 года товарооборот через КПП «Шерхон – Бандар» вырос до беспрецедентного уровня.

Отмечалось, что экспорт афганской продукции увеличился на 90 процентов, а импорт из Таджикистана – на 60 процентов.

Что говорят о талибах в Кыргызстане?

Кандидат исторических наук, научный сотрудник ИНИОН РАН, эксперт по вопросам социальных и политических процессов в Центральной Азии Каныбек Кудояров считает, что выведение «Талибана» из списка террористических организаций Россией, а в последующем – государствами Центральной Азии вполне предсказуемо и «даже необходимо». 

– Афганистан в перспективе – потенциальный рынок сбыта и сырья для государств ЦА. Например, узбекистанские автопромышленники и производители бытовой техники и многого другого, как и казахстанский бизнес, могли бы, в общем-то, более активно осваивать афганский рынок с небольших, но значимых инвестиций в экономику Афганистана. 

Однако прежде всего необходимо создать такие условия, которые позволили бы в будущем эти инвестиции освоить. Это прежде всего создание необходимой инфраструктуры: автомобильных дорог, ГЭС, ЛЭП и многого другого, – отмечает эксперт.

Каныбек Кудояров подчеркнул, что в таком сотрудничестве могут возникнуть и риски, связанные с вопросами безопасности республик региона. 

– Наличие полуактивных и спящих ячеек террористических и экстремистских группировок в регионе отрицать нельзя. Непосредственно в Кыргызстане это и «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», и «Йакын Инкар» (запрещенные в Кыргызстане группировки), и другие организации, представляющие угрозу национальной безопасности. В Кыргызстане существует повышенная угроза усиления влияния экстремистских группировок и поддержки местных боевиков, что может привести к радикализации и террористической деятельности внутри страны, – объяснил эксперт.

Каныбек Кудояров добавил, что странам Центральной Азии, в частности,  Кыргызстану и Таджикистану «стоит полагаться на военную поддержку России, чтобы не позволить террористическим группам закрепиться на своей территории».

Под присмотром ОДКБ

Военная поддержка России для Кыргызстана и Таджикистана, о которой упомянул эксперт, могла бы осуществляться в рамках членства обеих стран в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Тем более, сама структура выступает за становление Афганистана в качестве независимого, единого и мирного государства, свободного от терроризма, войны и наркотиков.

Именно об этом заявлял неоднократно генеральный секретарь ОДКБ Имангали Тасмагамбетов. В очередной раз данный вопрос генсек обсудил в апреле 2024 года со спецпредставителем генсека ООН по Афганистану, главой миссии ООН по содействию Афганистану (МООНСА) Розой Отунбаевой. 

Она, в свою очередь, месяцем ранее встречалась в Кабуле с лидерами талибов, чтобы обсудить возможность международного признания временного правительства Афганистана.

Поделиться в социальных сетях