$ ...
€ ...
₽ ...

Без болезней и вредителей – как клональное микроразмножение растений может помочь кыргызскому фермеру

В Кыргызстане в последнее время активно продвигают развитие садоводства. Главный залог хорошего урожая плодово-ягодных культур – качественный посадочный материал, надежным источником которого может стать клональное микроразмножение растений. Подробнее об этом в интервью Dostuk.media рассказал ученый, агроном, селекционер из Москвы Михаил Горбаченков, который помогал создавать первую промышленную биотехнологическую лабораторию в Бишкеке и сейчас работает в Нижнем Новгороде. 

Михаил Валентинович, как появилась лаборатория?

– Около полутора лет назад я приехал в Северный Казахстан к одному местному предпринимателю, который хотел заняться промышленным садоводством. Я посмотрел на климатические условия и пришел к выводу, что там это невозможно – очень сильные морозы и высокие риски. Я отговорил человека от создания лаборатории, это было бы пустой тратой денег и времени. 

А потом я приехал в Кыргызстан – здешние условия для многих ягодных, плодовых культур шикарные, великолепные, а значит есть смысл развивать дело. Нашелся предприниматель, который решил попробовать. Мы организовали лабораторию в очень короткие сроки, подобрали помещение, ввели в культуру хорошие сорта и успели произвести первый посадочный материал.

Что такое клональное микроразмножение растений?

– Совершенно не то, что многие могли бы подумать. Клоны – это не маленькие зеленые человечки, а всего лишь вегетативное потомство какого-то растения. Когда вы нарезаете черенки с куста смородины и из них вырастают такие же кусты, это и есть клоны. 

Часто люди считают, что мы якобы вмешиваемся в генетику, приплетают туда же ГМО и прочее. На самом деле мы в лаборатории занимаемся черенкованием. Просто растения очень маленькие, поэтому речь про микроразмножение. 

В чем главное отличие такой технологии?

– При таком способе достигается очень высокий коэффициент размножения. Это происходит намного быстрее, чем обычное черенкование. Плюс это позволяет выращивать здоровый посадочный материал, очищенный от вирусов и болезней. Мы можем очень быстро размножить какой-то редкий сорт растений. При этом все сортовые качества материнского растения сохраняются.  

В основном речь идет о современных, производственных сортах западного происхождения (американские либо европейские).

Но если вдруг завтра в Кыргызстане появится свой суперинтересный сорт малины или других каких-то культур, то и его можно будет размножить таким же способом. Пока же в республике отмечается острая нехватка качественного посадочного материала, с гарантированной сортностью и так далее.

При традиционном способе размножения, когда народ просто покупает посадочный материал на рынке, весь комплект вредителей и болезней, который есть в растении, естественно, попадает на участок фермера, садовода. Вы можете ничего не увидеть визуально, но при наступлении благоприятных условий начинаются проблемы.

Многие спрашивают: почему если раньше на участке не росла малина, посадил, а она болеет – почти весь набор болезней и вредителей. Потому что покупка саженцев на рынке – это кот в мешке. Источником очень многих болезней является как раз-таки зараженный посадочный материал. Хотя не исключено, конечно, что может попасться и неплохой товар. 

Чем хороша технология микроклонального размножения? Мы производим полностью здоровое растение. Растения, выращенные в лаборатории, отличаются интенсивным ростом именно за счет того, что абсолютно здоровые и молодые. 

За рубежом садоводство не развивается без клонального микроразмножения растений. Ведь важно, чтобы материал был не только сортовым, но и свободным от болезней и вредителей. В Кыргызстане с этим есть пока определенные проблемы, хотя учебные, научные лаборатории тут тоже есть. Задача нашей лаборатории – массовое, промышленное размножение перспективных производственных сортов, чтобы дать фермерам качественный посадочный материал. Сама же технология появилась в мире еще в 1960-1970 годах.

Сколько времени уходит на получение саженцев в лаборатории? 

– Не меньше года. Работа состоит из нескольких этапов. Сначала обследуют растения, с которых берут почки, черенки. Очень важно найти именно сортовые растения, которые будут соответствовать заявленным характеристикам. 

Первые несколько месяцев у нас ушло на то, чтобы найти нормальные сортовые растения, довольно много материала пришлось забраковать. Дальше мы берем почки, черенки, 1-2 месяца уходит на введение в стерильную культуру. Дальше идет процесс размножения: делим – рассаживаем, делим – рассаживаем и так далее. Растений становится в несколько раз больше – в зависимости от потребности. Затем помещаем их в специальные среды на укоренение, потому что на питательных средах они растут без корней (там все необходимое для питания уже есть, поэтому в корнях надобности нет). 

Процесс укоренения занимает 2-4 недели, столько же примерно уходит на этап адаптации, когда со стерильной среды растения переносят на почвенный субстрат. Там они привыкают к обычным условиям, живут без баночек. Это уже маленькие, здоровые сортовые растения. Этап доращивания занимает еще 1-3 месяца, после чего растения можно высаживать в поле.

Не проще ли садоводу купить растение сразу из Европы?

– Это вопрос цены. В прошлом году мы заказали растения на маточники из Европы. С учетом доставки один саженец малины обошелся почти в 3 евро. Понятно, что наша лаборатория не уникальная и такой материал производят много где в мире, но просто добавьте стоимость за доставку и получите ощутимые расходы. Молодые растения из лаборатории мы продавали по 40 сомов (примерно 0,4 евро), фермерам оставалось дорастить их самим до стандартных саженцев.

Конечно, можно купить малину и по 15 сомов на рынке. Но не факт, что такой материал будет соответствовать сорту, плюс он будет с багажом накопленных вредителей и болезней. 

Что мешает развитию промышленных биолабораторий в КР?

– Оборудование можно закупить, но кто будет работать? Проблемы, как всегда, со специалистами. Нужны не только агрономы, но и биотехнологи, которые чувствуют процесс. Невозможно составить универсальную методику, которая будет всегда работать. Нужны специалисты, обладающие опытом, которые видят растения и в зависимости от их внешнего вида принимают те или иные решения.

На первом этапе выход в приглашенных специалистах, потом, с течением времени появятся свои собственные подготовленные кадры.

Как обстоят дела с селекцией?

– Она не велась в последние годы что в Кыргызстане, что в России. Денег нет. Наши страны отстали лет на 50 в плане селекции. Нужно огромное финансирование, чтобы снова запустить работу селекционных центров. 

Это очень дорогостоящий процесс, причем это очень долгие деньги, которые не окупаются сразу или вообще не окупаются, если мы говорим про государственные организации, научные институты. Они работают на очень долгую перспективу. Есть страны, которые имеют соответствующий научный потенциал, позволяющий создавать современные сорта, представляющие определенную коммерческую ценность, – США, Италия и другие европейские страны. 

Всегда ли заграничные сорта лучше?

– Сорта не бывают свои и чужие, они бывают хорошие и плохие. Если сорта, созданные в советские годы, не подходят к современным условиям, значит, это уже плохие сорта, хотя 30-50 лет назад они были действительно хорошими. 

Например, малина. Нужно, чтобы ягода не темнела, не текла и лежала 10 дней. Допустим, вы торгуете с Россией, арабскими странами. Если малина не соответствует современным требованиям и не доезжает до потребителя, то она никому не нужна, не пользуется спросом и будет так же продаваться стаканчиками на рынке, как и 50 лет назад. То же самое с другими культурами.

В этом году на рынках Бишкека в изобилии огромных размеров клубника. В соцсетях многие писали, что она кислая, невкусная, и спрашивали, когда появятся наши, местные ягоды, пусть мелкие, но душистые и сладкие. 

– Вкус плодов не всегда зависит только от сорта. Да, безусловно, есть сорта более вкусные, а есть менее. Вкус определяется чаще всего технологией выращивания. Если фермеры не владеют технологией, то это их проблема. Я не раз бывал в Европе, пробовал ягоду и скажу, что она ничем не хуже.

Чтобы выйти на мировой рынок, ягода должна иметь определенные характеристики. То, что местная клубника вкусная, это чудесно, но чтобы ее поесть, нужно приезжать в Кыргызстан. Не уверен, что найдется много желающих поехать куда-то только ради того, чтобы поесть ягоду. Людям хочется купить ее в ближайшем супермаркете в красивой упаковке. Люди покупают глазами. Безусловно, сорта могут быть разные, чтобы у потребителя был выбор, однако мировой рынок диктует определенные требования. 

В лаборатории могут размножить любой сорт по заказу клиента, и речь не только о плодово-ягодных культурах. Можно было бы размножать и лесные культуры, тем более Кыргызстан дал обязательство достичь углеродной нейтральности к 2050 году.

Поделиться в социальных сетях