$ ...
€ ...
₽ ...

Превзошли ожидания. Как пловцы с синдромом Дауна из Бишкека слетали в Казань

В Казани 24-29 июня прошел Всероссийский чемпионат специальной Олимпиады по плаванию среди людей с синдромом Дауна «Победим вместе». В нем участвовали около 200 человек из России, Италии, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана.

По данным Федерации плавания среди инвалидов КР, спортсмены из нашей страны под руководством тренера Исламжана Турдыева завоевали шесть золотых медалей, по одной серебряной и бронзовой. Кроме того, в эстафете у КР четыре золота, серебро и три бронзы. Нурак уулу Акназарстал абсолютным чемпионом на дистанции 50 метров вольным стилем.

В интервью Dostuk.media тренер сборной рассказал о соревнованиях подробнее.

– Довольны результатами поездки?

– Эта специальная олимпиада проходит ежегодно. Мы поехали второй раз. В 2023-м завоевали шесть медалей. В этом году повезли не три спортсмена, как в прошлом, а уже пять.

Ожидания были такими: если получим одну медаль, будет уже круто, потому что дивизионы стали намного сильнее. Мы выступили отлично,показали высший пилотаж: 16 медалей, из них 10 золотых. В Казани нас заметили, сказали, что в Кыргызстан за год очень вырос. Родители одного чемпиона России даже попросили взять их сына на тренировки к нам.

– Благодаря чему удалось достичь такого прогресса? 

– В первую очередь, мы проводим отбор среди детей с синдромом Дауна. То есть, мы не каждого ребенка можем подготовить к такому уровню, смотрим на антропометрию, дисциплину, восприятие информации. Очень важным моментом является отношение и вклад родителей в подготовку детей к соревнованиям. Треугольник «тренер – родитель – спортсмен» очень важен. Если одно из этих звеньев выпадает, результата не будет. 

Поэтому после соревнований в октябре 2023 года я собрал родителей, дал им время подумать, ведь у нас было всего девять месяцев на подготовку. Все сказали, что готовы выложиться на 100 процентов. В этом году мы увеличили тренировки, занимались каждый день по несколько часов. Был тренажерный зал. Родители очень ответственно подошли, привозили детей на тренировки. Дети после первых соревнований выросли психологически, понимали ответственность и хорошо выкладывались. Вот и получили такой результат. 

Вообще Кыргызстан приглашали на эту олимпиаду еще четыре года тому назад. Но тогда у нас не было таких спортсменов, а в Казань, я считаю, нужно действительно ехать подготовленным, поскольку правила там, как для обычных детей, нет ни одной поблажки. 

– О соперниках что можете сказать? 

– К примеру, сборная России – очень крутая, это чемпионы мира. Там есть двадцатикратные рекордсмены мира. Наша команда молодая, плавает один-два, четыре бассейна, а они плавают по восемь бассейнов, по 16. То есть, если мы плаваем по 50 метров, то сборная России по 200, 400 метров, это мирового уровня команда. Мы же соревновались в своем дивизионе, с ребятами, которые плавают 25 либо 50 метров.

Наш спортсмен Нурак уулу Акназар стал абсолютным чемпионом на дистанции 50 метров в вольном стиле. Среди 80 соперников он занял первое место. Девятилетняя Элида была самой маленькой в своем дивизионе и тоже победила. 

– Как вас встретили в Казани? 

– Хорошо. Нам сказали оплатить билеты и проживание, а питание Казань взяла на себя, как за детей, так и за родителей. Во время открытия соревнований организовали спектакль, концерт, праздничный ужин. За время поездки ребята увидели Казанский кремль, местные достопримечательности, посетили зоопарк. Была праздничная дискотека, детям вручили подарки. 

– Как долго занимаетесь с детьми, которые показывают результаты?

– Около пяти лет. 

– Как плавание сказывается на здоровье детей с инвалидностью? 

– Очень положительно. Если мы говорим о стандартных тренировках, которые проводятся три раза в неделю по 45 минут, то по своему опыту скажу, что не вижу таких высоких результатов по сравнению с теми, кто занимается каждый день. Это видно даже по антропометрии: у детей вырастают плечи, появляется мышечный корсет, стабилизация тела очень хорошая, физиологически дети становятся крепче.

– Насколько популярно у нас параплавание? 

– Параплаванием занимается только бассейн «Парус», где мы работаем. Команда совсем небольшая. Этот вид спорта не так популяризирован, только начинает зарождаться. Если говорить о детях с синдромом Дауна, то в сборной всего пять человек, которые могут выступать на международном уровне. Надеемся, что в ближайшие 5-10 лет мы покажем хорошие результаты.

Проблема в нехватке специалистов в нашей стране. Хотелось бы, конечно, чтобы появилось больше специалистов, которые будут вместе кооперироваться, общаться ради общего интереса, а не делиться на разные бассейны и клубы. Сказывается и ценовая политика. Когда мы начинали, абонементы стоили по 1,5-2 тысячи сомов. Сейчас это дороже, многие родители не могут себе позволить, ведь у них есть и другие траты – на массаж, ЛФК и другие недешевые процедуры.

– Государство как-то поддерживает сборную?

– Да. С 2023 года мы начали выезжать за рубеж – сначала в Казань, потом в Турцию, Россию (Москву), Италию, Германию. Благодаря тому, что мы начали показывать результаты и достигать проходной балл, нас финансировало государство. Учитывая, что сборная не такая большая, ездили всего по два-три человека, соответственно, этого финансирования хватало. Но чем больше будет сборная, тем больше потребуется средств. 

– Как удается находить общий язык с детьми? 

– В силу опыта мы различаем, когда ребенок ленится, капризничает, или когда действительно не может, когда ему тяжело. Мы все это прекрасно чувствуем и ищем точки соприкосновения. Это долгий процесс. Бывает, на знакомство с детьми может уйти около года. 

Когда нашел какие-то рычаги, то можно приступать к обучению, именно правильному обучению. Мы начинаем тренировочный процесс не с игр, веселья, а с адаптации к бассейну, простых упражнений. Родители разговаривают с детьми, объясняют, что если заниматься, то можно выступать на соревнованиях, получать медали. Это мотивирует. Даже получение диплома для детей важно. 

Но каждую медаль ребенок должен заслужить исключительно на соревнованиях – городских, республиканских или внутриклубных. Волевые качества стараемся прививать с самого начала. Практика показывает, что это действительно работает. Так как мы начали выезжать на международные соревнования и показывать там результат, значит, система хорошо адаптирована под наших детей.

Конечно, у детей с синдромом Дауна восприятие информации намного тяжелее проходит. Обычному ребенку говорим раз, а тут можно и пять, и десять раз сказать, чтобы понял, а на следующий день он снова может забыть. Мы учитываем все аспекты. Я скажу так: научить ребенка можно, просто это очень кропотливый труд, титанический даже. Но все-таки результаты можно показать. 

– Каких принципов придерживаетесь в работе? 

– Стабильность в тренировках, не пропускать занятия, относиться серьезно. С часто пропускающими приходится прощаться. Детей много, а мы хотим обеспечить качество. 

Родители особенных детей очень серьезно относятся к таким вещам. Поэтому есть те, кто пришли около пяти лет назад и до сих пор стараются ходить, не пропускать, хоть и не достигают спортивных высот. Они сами прекрасно понимают особенности ребенка, но занятия – это смысл их жизни. Если ребенку нравится, то и нам нравится. 

Мы даем возможность заниматься всем детям, которым нравится плавание, которые стремятся к каким-то результатам. Естественно, стараемся проводить соревнования, организуем культурные мероприятия. Например, ходили кататься на лошадях, в кинотеатр, пиццерию. Мы как одна большая семья.

– Каким-то детям все же отказываете? 

– Да. Например, сейчас я не занимаюсь с тяжелыми детьми. Не из-за того, что не хочу, просто у нас не хватает тренеров. Группы забиты. Если тяжелый ребенок придет, естественно, все внимание будут уделять ему. Так мы рискуем потерять всю команду, которая давно занимается. 

– Почему вы решили работать с детьми с инвалидностью? 

– Когда ты молод, амбициозен, у тебя очень много энергии. Когда привели первого ребенка, шеф сказал: «Ну, попробуй». Я тогда еще студентом был, определялся, в какую сферу идти – в обычный спорт или реабилитацию. Первый ребенок, второй, третий… Параллельно обучение в университете, лекции, практика, разговоры с профессорами. Так и выстроилась определенная программа тренировок, которая хорошо работала. Мне понравилось заниматься реабилитацией, оздоровительным плаванием.

А потом для меня открылись дороги профессионального спорта – именно подготовка к соревнованиям, даже городским, и уже появилась мотивация, чтобы детей готовить к серьезным турнирам. Это подпитывает, особенно когда есть достижения, медали, когда твои спортсмены улучшают результаты. Это не дает выгорать в работе. 

– Какие цели после соревнований «Победим вместе»?

– Немного отдохнуть, потому что с августа 2023 года мы практически без остановок тренировались. Дальше – подготовка к международным соревнованиям – в Турции в октябре для детей с синдромом Дауна, Кубок Москвы по параплаванию в декабре.

– На следующий год в Казань планируете поехать? 

– Да. На следующий год нас пригласили на соревнования в Москву, приуроченные к Дню людей с синдромом Дауна. Планируем туда тоже попасть. 

****

Не сдаваться 

Элида Толомушова занимается плаванием полтора года. На соревнованиях в Казани она выиграла две золотые медали (на дистанции 25 метров на спине и за эстафету). Айчурек Кулмирзаева рассказала о пути дочери к победе:

– Элида приступила к тренировкам в феврале 2023 года. Я хорошо помню, как они давались ей в самом начале: она боялась воды, пространство бассейна было для нее очень большим, температурные условия не очень комфортными, в феврале было холодно. Оно боялась входить в воду, кричала, плакала. Тренер в первое время даже отказался, сказав, если ребенок боится воды, не стоит приступать к тренировкам. Я его попросила дать нам месяц испытательного срока. За это время дочь в воде сопровождал муж или два старших сына. Мы покупали для них отдельный абонемент, они входили в воду и держались рядом с Элидой, чтобы поддержать, ободрить.

Первые 1-1,5 месяца давались нам очень тяжело. Потом тренер снова поднял вопрос, стоит ли дальше тренироваться, если у ребенка нет мотивации. Мы с ней поговорили, объяснили важность занятий, обещали поощрить. Потом, наконец, она преодолела свой страх, эмоции и стала плавать, а со временем втянулась. На контакт с тренером пошла хорошо. Она контактная, открытая, дружелюбная девочка. Все инструкции тренера воспринимала. Не секрет, что у детей с синдромом Дауна восприятие замедленное, требуется больше повторять и наглядно показывать. 

– Что ее мотивирует заниматься плаванием?

– Вначале мы поощряли Элиду мультфильмами, вкусняшками, а потом уже не требовалось дополнительной мотивации. Ей самой нравится плавать, особенно когда она почувствовала уверенность, обрела самостоятельность в воде, и ей уже не требовался дополнительный инвентарь в виде сосисок, досок, нарукавников. 

Дочь ходила на тренировки трижды в неделю, но когда стало известно, что она поедет в Казань, то последние три месяца (апрель-июнь) я возила ее в бассейн шесть раз в неделю. 

– Было сложно?

– В принципе, дочь с детства росла в плотном графике, до бассейна год занималась художественной гимнастикой, год ходила на баскетбол. Я с ней дополнительно сама занималась, водила к логопеду раз в неделю. Дважды в неделю посещали фортепиано после школы.

Когда сказали, что нужно поднапрячься и усиленно готовиться к соревнованиям, я сама, честно сказать, подустала, поэтому фортепиано и логопеда приостановили, чтобы сосредоточиться на плавании. Элида живет по режиму, спит днем, чтобы восстановить силы. По питанию нам тренер тоже дал ряд установок, ведь при таких интенсивных тренировках требуется подпитка организма. Мы все это выполняли.

Что касается результатов: осенью 2023 года 25 метров на спине она проплыла за 1 минуту 50 секунд, весной 2024-го – за 57 секунд. В ходе интенсивных тренировок она намного улучшила результаты, и в Казани получила первое место с результатом 38 секунд.

Еще важный момент – ответственность родителей. Помимо природных способностей ребенка тренер сотрудничает с родителями. Они должны обеспечить своевременный приход на тренировки, прохождение медосмотра, соблюдать режим питания и дисциплину.

– Понравилось Элиде в Казани?

– Да. Она ждала этой поездки и понимала, что будет соревноваться. Другое дело, что там в бассейне она забоялась, поскольку габариты совсем другие, больше, чем в Бишкеке. Плюс участников было много. К счастью, дочка смогла адаптироваться.

В целом поездки ей даются нормально. Это не первый ее выезд. В прошлом году Элида ездила в Турцию на соревнования по легкой атлетике среди тюркоязычных стран. 

– О чем Элида мечтает?

– Хочет завоевывать медали, получать первые места, ездить в разные города и страны.

Поделиться в социальных сетях