$ ...
€ ...
₽ ...

Сила тандема. Как Гулназ Жузбаева и Юлия Фернас готовились к Паралимпиаде

Вчера, 1 сентября, на Паралимпийских играх в Париже кыргызстанка Гулназ Жузбаева и ее гайд Юлия Фернас установили национальный рекорд в беге на дистанции 1,5 тысячи метров среди незрячих женщин. Девушки прошли дистанцию за 6 минут 11 секунд. В итоговом протоколе команда из Кыргызстана заняла 13-е место, что для республики – больше достижение. 

Корреспондент редакции Dostuk.media связался с Юлией Фернас и узнал, как проходила подготовка к олимпиаде, кто такие сопровождающие, в чем их цель, и почему гайд не участвовала в параде на открытии Паралимпийских игр. 

⁠Вы поехали на Паралимпиаду с Гулназ Жузбаевой в качестве сопровождения. Не досадно ли вам, что вы сами не участвуете в играх, учитывая ваш послужной список? 

– Я участвую в Паралимпийских играх как гайд: спортсмен, сопровождающий параспортсмена. Участие в играх – наше общее достижение. Мой послужной список – это ультрадистанции, которые в классические чемпионаты не входят.

  • Юлия Фернас – триатлонистка (бег, плавание, велосипед), обладательница титула Ironman среди женщин из Кыргызстана. В 2017 году финишировала на дистанции IronMan 140.6, к которому готовилась год. На тех соревнованиях «железная леди» проплыла 3,8 километра, проехала на велосипеде 180 километров и пробежала марафон за 12 часов 31 минуту. Сейчас, помимо триатлона, является гайдом легкоатлетки Гулназ Жузбаевой. 

⁠Как вы стали сопровождающим? Что для этого нужно? Нужно проходить какую-то специальную сертификацию? 

– В спортивной среде все друг друга знают, и когда ко мне подошли с просьбой сопроводить Гулназ на местных соревнованиях, я сразу согласилась, потому что у меня была такая возможность и мне было приятно ей помочь. Первый раз я сопровождала ее в триатлоне. Самым сложным для меня был тандемный велосипед. Нужно было приспособиться к размерам и прочувствовать баланс. Первые повороты давались со страхом падения. Критерии для сопровождающего: хорошие физические данные, тренированность, и в идеале – вес и рост выше, чем у параспортсмена. Сертификация не нужна, а вот психологическая совместимость – обязательна. Должна быть взаимная симпатия и корректность в отношениях.

⁠Расскажите подробнее, кто такие сопровождающие и чем они занимаются? Какая физическая форма у них должна быть и какие навыки для этого необходимы?

– Сопровождающий для незрячего атлета – это по сути его глаза. Атлет и его гайд бегут, взявшись за короткую веревку, то есть бегут в связке за руки. Задача гайда: чувствовать состояние своего спортсмена, задавать ему темп бега, настраиваться по технике бега и уметь морально поддержать на дистанции. Физическая форма должна быть на порядок выше, чем у параспортсмена. Специальных навыков, кроме терпения и такта, не требуется.

⁠Есть ли у вас с Гулназ какие-то специальные обозначения или слова, чтобы легче ориентироваться на соревнованиях? 

– В беге у нас нет специальных слов. Кроме недавно услышанного и полюбившегося «U turn», обозначающего поворот на 360 градусов.

А необходимая психологическая совместимость между спортсменом и сопровождающим на что она влияет?

– Психологическая совместимость стоит даже выше, чем тренированность. Потому что сопровождающий по сути является ведущим и мотиватором для параатлета. А от настроя спортсмена напрямую зависит и его результат.

⁠В этом году на Олимпиаде многие жаловались на условия, созданные для спортсменов. Какова ситуация на Паралимпийских играх и сильно ли отличаются условия для сопровождающего? 

– Наша команда живет в олимпийской деревне в одинаковых условиях с другими странами. Номера комфортные, матрасы на картонных кроватях удобные. В столовой есть несколько видов кухни, можно выбрать по вкусу. В часы пик тесновато, но еды хватает. На всей территории предусмотрены пандусы и съезды для атлетов на колясках. Сопровождающий является таким же спортсменом, поэтому различий ни в чем нет.

⁠Как проходила подготовка к паралимпийским играм? С какими сложностями вы столкнулись? 

– Во время подготовки к играм мы столкнулись только с проблемами работы Паралимпийского комитета. На последних тренировочных сборах, которые из-за тендера начались позже, у нас отсутствовал крайне необходимый врач. Так что полноценной фармподдержки параспортсмены не получили.

⁠У вас это первый подобный опыт?

– Я впервые участвую в Паралимпийских играх. Для меня большая честь и гордость именно здесь в паре с Гулназ выступать за нашу страну.

⁠Насколько спортивные объекты Кыргызстана оборудованы для инклюзивных спортсменов? 

– К сожалению, с инклюзивностью у нас пока плохо. Шрифт Брайля и пандусы встречаются крайне редко. Поэтому важно повысить массовость, чтобы государство уделяло на это больше внимания.

⁠Вы не вышли на парад открытия игр. Обидно? 

– На парад я не смогла пойти из-за грудного ребенка, за которым некому было приглядеть. Это меня слегка расстроило, но я была к этому готова. 

⁠Если будет такая возможность, поедете на игры в США?

– Мы с Гулназ уже мысленно в Лос-Анджелесе. Будем готовиться по бегу и триатлону.

Поделиться в социальных сетях