$ ...
€ ...
₽ ...

Российские учителя помогают закрыть нехватку кадров в Кыргызстане

Пять лет назад, в 2019 году, Кыргызстан стал второй страной, которая присоединилась к Международному гуманитарному проекту «Российский учитель за рубежом». Тогда первая небольшая педагогическая группа из 29 учителей прилетела в Ош. А в 2023-м в республике уже трудилось более 110 учителей из РФ. В новом 2024/25 учебном году их число достигнет 150. Редакция Dostuk.media побеседовала с несколькими педагогами.

Современные методики и подготовка к ОРТ

Учителю биологии и химии Азизу Муминову 28 лет. Он окончил Томский государственный педагогический университет, во время учебы в магистратуре работал в школе № 12. В мае 2022-го услышал о проекте и подал заявку.

«Изначально предложили поехать в Узбекистан, но ответ оттуда задерживался, а начало учебного года приближалось, поэтому согласился на Кыргызстан», – рассказывает педагог.

Первый год отработал в частной школе имени Чехова в Бишкеке, затем продолжил в муниципальной школы № 43 имени Бабура в Ошской области. В прошлом году преподавал в 8-11-х классах, в этом – в 6-9-х.

— Есть ли разница между образовательными стандартами двух стран? 

По большому счету стандарты не сильно отличаются, но в России педагоги стараются работать по ним больше. В Кыргызстане в разных школах я заметил, что дают больше традиционные уроки. То есть, педагоги рассказывают, а дети пишут, редко применяют какие-то технологии и методики обучения. 

— Какие методики применяете вы? 

Например, есть такой методический прием обучения «Кроссенс», разработанный Томским педагогическим университетом. Это спиралевидная структура с картинками, смотря на которые, дети выстраивают какую-то информационную цепочку. При этом задействуются такие навыки, как установление причинно-следственных связей, развивается логическое мышление и ассоциативный ряд. 

Есть интерактивная технология, технология «Игра», развитие критического мышления через чтение и письмо; блочно-модульные уроки (способ организации учебного процесса и учебного материала, при котором изучаемая дисциплина делится на отдельные блоки (модули)). 

В университете у нас была очень серьезная подготовка. Мы тратили сотни часов на изучение этих методик и технологий, поэтому теперь применяем их автоматически. 

В 2022/23 учебном году я специализировался на проектно-исследовательских работах. На базе школы имени Чехова в Бишкеке проводили международный конкурс, мои ученики заняли там первые и вторые места. Важно, чтобы дети учились выступать, хотя бы на школьном уровне. Но важна конкурсная основа, соревновательный момент, который подстегивал бы ребят более качественно готовиться.

— В 2025 году нас ждет международное исследование PISA, что можете сказать о подготовке наших детей?

Химия начинается только с восьмого класса, поэтому не знаю, будут ли они тестироваться по этому предмету, а что касается биологии, к сожалению, база у детей слабоватая.

— Реактивы для опытов по химии в школе есть? 

Да, колбы и пробирки новые, но сами реактивы советских времен. Хоть у них срок годности уже вышел, но на уроках их можно использовать, чтобы показать простые опыты. 

— Многие родители жалуются, что дети не хотят учиться. Вы многого от своих учеников требуете?

Дети есть дети, сколько бы им лет ни было. Как биолог скажу: наш мозг так устроен, что хочется больше отдыхать, нежели работать. А раз есть гаджеты, кино, игры, музыка, видеоролики и другие развлечения, то, конечно, это нравится нашему мозгу больше. Это в советское время не было особого выбора, чем заниматься, поэтому главный акцент был на учебу, а сейчас есть выбор, и учиться детям сложнее. 

У меня индивидуальный подход к учащимся. В прошлом году, к примеру, готовил детей к выпускным экзаменам, к Общереспубликанскому тестированию, и у меня были жесткие требования, чтобы к каждому занятию они были готовы. К детям, которые не планируют связывать жизнь с химией и биологией, требования более мягкие. Достаточно, чтобы им просто было интересно на занятиях, а большой отдачи не требую.

Также спрос может быть разным в зависимости от уровня владения детьми русским языком. В одном классе половина может плохо владеть языком, в другом у всех довольно хороший уровень, и я могу полноценно взаимодействовать. В целом, требования есть всегда, единственное, нужно учитывать особенности и потребности детей.

— Какие результаты показали ваши 11-классники на ОРТ? 

Те, кто готовились и следовали моим рекомендациям, сдали отлично. По химии набрали от 92 до 120 баллов из 150, по биологии – от 102 до 115 баллов. Два ученика не сдали тест, но они и не готовились к экзаменам как следует. Это было ожидаемо, и администрацию школы предупредил заранее.

— Вас, как учителя, расстраивают низкие показатели детей?

Меня это беспокоит по одной причине: выпускники пришли ко мне подготовиться для поступления в университет, говорят, что это их мечта, то есть, на меня возлагают некую ответственность. На занятиях они работают, отвечают, но дома не происходит закрепления, дети не повторяют, не занимаются, и появляются проблемы. Это, конечно, огорчает, ведь я понимаю, что дети не поступят туда, куда хотят. 

— Что вам дает работа в школе?

Мне нравится в учительстве, что можно просто общаться с детьми. Признаюсь честно, если бы не нужно было вести уроки, я бы с удовольствием все 45 минут с детьми просто разговаривал о жизни. Если с ними наладить контакт, они очень добрые, открытые, простые.

У меня, кстати, был выбор перед поступлением. Приглашали в Нефтегазовый кемеровский институт после победы в олимпиаде по биологии и химии, но я отдал документы в педагогический. Помню, как-то в старших классах у нас был день самоуправления, и меня поставили учителем, мне очень понравилось. Это и сыграло свою роль.

Параллельно занимаюсь репетиторством онлайн, готовлю детей из России к единому госэкзамену. Поэтому, если встанет вопрос о смене профессии, то пойду в репетиторы, но это может быть исключительно из-за финансовых соображений, а не из-за того, что мне не нравится работать в школе. К слову, оклад учителей в России и в Кыргызстане практически одинаковый, в РФ зарплата получается чуть больше за счет надбавок. 

— Какие у вас планы?

Если проект продолжится, планирую остаться еще, а так стараюсь не планировать на долгосрочную перспективу. Если что-то изменится, всегда смогу заняться репетиторством. 

Поделиться в социальных сетях