$ ...
€ ...
₽ ...

Талибы уходят из списка террористов. Как страны Центральной Азии налаживают связи с Афганистаном

«Кыргызстан исключил движение «Талибан» из списка террористических организаций», – примерно такими заголовками сейчас пестрят многие издания. Как заявило Министерство иностранных дел КР: «После тщательного рассмотрения и всесторонней оценки компетентными государственными органами страны принято решение исключить «Движение Талибан» из списка запрещенных организаций на территории страны».

Указывается, что решение направлено на усиление региональной стабильности и развитие диалога. В МИД подчеркнули, что Кыргызстан продолжает поддерживать усилия международного сообщества, нацеленные на обеспечение стабильности и мира как в Афганистане, так и в регионе в целом.

Министерство иностранных дел Афганистана поблагодарило кыргызские власти за подобный шаг. В заявлении подчеркивается: «Это свидетельствует о растущем политическом признании властей Афганистана на региональном и международном уровнях». 

Напомним, что ранее такое же решение по талибам принял и Казахстан. 

Взгляд Бишкека на афганский фактор

Еще в 2024 году президент Садыр Жапаров в ООН призвал мировое сообщество оказать гуманитарную помощь афганскому народу. С аналогичным посланием официальные представители Кыргызстана выступали на форумах СНГ и Организации тюркских государств. В ходе международных мероприятий кыргызская сторона подчеркивала, что это стремление направлено на снижение изоляции, которая лишь усугубляет ситуацию в разрушенной войной стране, что, в свою очередь, негативно влияет на всю Центральную Азию.

Подчеркнем: в этом году Кыргызстан более активно продвигает политику сотрудничества с афганскими коллегами, направляя делегации в Кабул для обсуждения вопросов торговли, инвестиций, транспорта, сельского хозяйства, промышленности и энергетики. 

При этом афганское бизнес-сообщество проявило интерес к импорту из Кыргызстана электрических ламп, фармацевтических средств, сахара, бобовых культур, тканей и швейной продукция, которые так необходимы на внутренних рынках Афганистана.  

Однако среди центральноазиатских республик первыми изменили подход к афганскому вопросу Казахстан и Узбекистан.  

Торговая интеграция с ЦА

Казахстан поддерживает более тесные отношения с Афганистаном, чем любая другая страна Центральной Азии. По мнению экспертов, стороны заинтересованы в расширении торговых связей с Кабулом и полностью поддерживают активное сотрудничество. 

Несмотря на высокие геополитические и внутренние риски, Афганистан является одним из ключевых торговых партнеров Казахстана. Страна также рассматривает участие казахстанских компаний в экономических проектах, реализуемых в стране, включая транспорт, горнорудную промышленность, телекоммуникации и сельское хозяйство, поставку автомобилей. 

Узбекистан тоже думает над исключением талибов из списка экстремистов. При этом сотрудничество Ташкента и Кабула началось с июля 2023 года.

Так, Узбекистан, Пакистан и Афганистан подписали совместный протокол о строительстве Трансафганской железной дороги, которая свяжет узбекскую железнодорожную сеть с пакистанской. Планируется, что маршрут пройдет через Термез, Мазари-Шариф и Логар до пакистанского пограничного пункта Харлачи в районе Куррам. 

По информации пакистанского Министерства путей сообщения, соединение железных дорог трех стран не только упростит грузопассажирские перевозки и улучшит региональную, транзитную и двустороннюю торговлю, но и поможет экономическому развитию и укреплению связей между государствами региона.

Несомненно, инициативой по строительству Трансафганской дороги заинтересовался и Казахстан. Астана рассматривает участие в строительстве дороги с поставкой стройматериалов, включая строительство железнодорожных линий Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар и Герат – Кандагар – Спин-Булдак. Реализация этих проектов позволит казахам сократить время доставки грузов между странами региона почти в 10 раз и снизить стоимость грузоперевозок.

Что предлагает партнерам Кабул?

Афганистан обладает значительными запасами железной руды, общие объемы которой превышают 2,2 млрд тонн. Одним из крупнейших месторождений является Хаджигак в провинции Бамиан, где по оценкам содержится около 2,1 млрд тонн руды с высоким содержанием железа (63-69%).

В общей сложности ресурсы меди по всем известным месторождениям Афганистана достигают 57,7 млн тонн. А крупнейшее месторождение Айнак имеет запасы примерно 11,3 млн тонн.

Отметим, в 2004 году Геологическая служба США (USGS) начала масштабные разведочные работы, основываясь на сохранившихся данных советских исследователей. Данные показали, что на территории Афганистана можно добывать значительное количество полезных ископаемых, таких как литий, редкоземельные металлы, железо, медь, нефть, газ, уголь, бокситы, пегматиты, хромит, драгоценные и полудрагоценные камни, свинец, цинк, тальк, сера, гипс и мрамор.

Еще в 2010 году Афганистан назвали «Литиевой Саудовской Аравией», а, как известно, этот металл широко используется для производства батарей и аккумуляторов для электронных устройств и электромобилей. 

Значительные запасы афганского лития находятся в Парунском рудном узле – около 3 млн тонн оксида. Также месторождения найдены в провинциях Газни и Гильменд. 

Кроме того, в этих районах есть запасы церия, в меньших количествах – лантана, празеодима, неодима, тантала, ниобия, цезия и бериллия.

Стоит отметить, в целом совокупная стоимость афганских ресурсов оценивается в более чем $1 трлн.

Текущие риски и будущие перспективы 

В Кыргызстане долгое время Афганистан ассоциировали с терроризмом, наркотрафиком и бесконечными войнами. Однако после прихода к власти движения «Талибан» отношение стало меняться.

Главным вопросом для всех центральноазиатских республик остается не совсем стабильная обстановка в Афганистане, учитывая и то, что движение талибов находится пока под санкциями ООН за террористическую деятельность.

Директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар оценил инициативу Бишкека об исключении движения «Талибан» из списка экстремистских: «На мой взгляд, исключение талибов из списка запрещенных организаций на ситуацию в сфере безопасности влияния не окажет. Угрозы безопасности в основном создают другие факторы. Правда, часть из них связана в том числе с талибами. Тем не менее, основная угроза региональной системы безопасности исходит от неафганских группировок, таких как ИГИЛ и других».

По его словам, интеграция подконтрольного талибам Афганистана в международных организациях под большим вопросом, пока правительство талибов не получит легальный статус – международное признание. 

Однако эксперт подчеркнул: «В целом страны Центральной Азии, налаживающие взаимоотношения с новыми властями Афганистана, подталкивают к изменению статуса талибов экономические мотивации. Ряд региональных энергетических и транзитных проектов, связанных с Афганистаном, предполагает и участие Кыргызстана (энергетический проект CASA-1000). Следует учесть региональные и глобальные тенденции в сфере транспорта. Это развитие Международного транспортного коридора «Север Юг» и другие проекты, предполагающие изменение маршрутов передвижения грузов. Кроме того, вычеркивание талибов из списка запрещенных организаций разрешит юридический казус, в котором оказались страны региона».

В предыдущем материале мы подробно рассказали, что Бишкек рассматривает транспортный коридор «Север – Юг» как перспективный проект для развития торговли с соседними государствами и с выходом на российские рынки. 

В контексте состыковки коридоров «Север – Юг» и Трансафганской железной дороги есть огромная возможность связать транспортные артерии, начиная от Индии, Китая, Центральной Азии и России. 

Российский политолог Каринэ Геворгян так же прокомментировала строительство Трансафганской дороги: «Нужно понимать, что в Афганистане выработали эту позицию путем консенсуса и сделали это предложение. И перспектива у него очень неплохая. А поскольку мы создаем коммуникации «Север – Юг», их нужно диверсифицировать таким образом, чтобы одну дорожку нельзя было перекрыть и заблокировать. То есть это еще один маршрут коридора «Север Юг». 

В данном контексте есть все предпосылки полагать, что и Россия скоро исключит движение «Талибан» из списка террористических организаций. 

Напомним, в конце мая российские МИД и Минюст рекомендовали Владимиру Путину исключить «Талибан» из списка запрещенных организаций. А в июле, по итогам саммита ШОС в Астане, где Кабул выступал в качестве наблюдателя, Владимир Путин назвал талибов «союзниками России в борьбе с международным терроризмом».

Однако Афганистану еще многое предстоит сделать, чтобы государство влилось в торгово-экономическую интеграцию с соседями и получило общее признание международного сообщества. Но начало уже положено. 

Поделиться в социальных сетях