$ ...
€ ...
₽ ...

«Электронный нотариат–2.0» или 2:0 – не в пользу кыргызстанцев

17 апреля 2024 года в ходе заседания Жогорку Кенеша Кыргызстана, где парламентарии рассматривали отчет генерального прокурора, депутат Гуля Кожокулова сказала, что «у нас (в Кыргызстане, – прим. ред.) работает только одна система – ГКНБ». 

Справедливости ради отметим, что не только система ГКНБ КР заработала… А как отечественные футболисты заиграли, стоило только главе спецслужбы Камчыбеку Ташиеву возглавить Кыргызский футбольный союз! Умеют играть, оказывается! 

Понимаем всю загруженность председателя стратегического ведомства, но, может быть, председателю ГКНБ КР обратить внимание и на Министерство юстиции Кыргызстана, чья работа, мягко говоря, хромает?  Глядишь, и они придут в чувство…

Новое – это хорошо забытое новое?

Итак, 1 февраля 2024 года вступил в силу приказ Министерства юстиции Кыргызстана о запуске «Единой информационной системы нотариата-2.0». 

«Автоматизированная информационная система «Электронный нотариат-1.0» по всей республике будет отключена с 5 февраля 2024 года», – сообщало ведомство. 

Также в информации говорилось о введенном новшестве, таком как «уникальный реестровый номер», выдаваемый «Единой информационной системой нотариата-2.0» (ЭН-2.0)

«Этот шаг призван обеспечить эффективную и прозрачную работу нотариальной системы, повысив качество предоставляемых услуг и обеспечив безопасность документооборота. Министерство юстиции выражает уверенность в успешной реализации этапа…», – оптимистично заявляло ведомство.

И судя по тому, что последовало дальше, достичь заявленного у Минюста не получается до сих пор. Сообщения от кыргызстанцев, что у введенной, как указало ведомство, в «боевой режим» автоматизированной информационной системы имеются проблемы, стали поступать сразу же. 

Но тогда в Минюсте заверяли, что проблема не в программе, а в нежелании самих нотариусов переходить на новый формат – дескать, привыкли работать по-старинке, вот и выдумывают. 

И пояснения Минюста выглядели убедительно, но по прошествии 1,5 месяца жалобы о невозможности воспользоваться услугами нотариусов стали поступать и от простых граждан.

Рафик был чистой воды невиновный

Как рассказала редакции Dostuk.media кыргызстанка Елена, к нотариусу она вынуждена была ходить не один день.

«К какому нотариусу не придешь, он ничего не может сделать. Говорят, какой-то сбой в системе. Я обошла 2 апреля всех нотариусов начиная от улицы Чокморова до проспекта Чуй, у всех – сбой в системе, они не могли работать. Нотариусы звонят при посетителях тем, кто установил программу, а им в ответ говорят, якобы у них «плохой» интернет, компьютеры слабые, хотя у одного нотариуса компьютер – с восьмиядерным процессором и самый дорогой интернет-пакет. Я уже спустилась в нотариальную контору на Калыка Акиева, и там был нотариус, у которого имеются полномочия заверить интернет-переписку, но и у него система не работала. В итоге я впустую потратила первый день», – рассказала Елена.

По ее словам, заверенный нотариусом документ был очень срочно нужен, и она предприняла вторую попытку – в пятницу 5 апреля.

«Система у нотариусов почему-то начинает более–менее работать после обеда, они не знают, с чем это связано, и «сидят на психе». К одному зашла, а он возмущается: уже 4 часа дня, а я не могу ни одного договора заключить или заверить», – добавила собеседница.

Моя эпопея, продолжила Елена, продлилась и в понедельник 8 апреля. Я опять была вынуждена отпроситься с работы, чтобы после обеда попасть к нотариусу.

«Я побывала у одного в комплексе «Шерой» в микрорайоне «Джал», у нескольких в районе Госрегистра и в конце концов вернулась в контору на Калыка Акиева, где мне еле как с этой зависающей программой смогли заверить документ. Но я просидела у нотариуса до половины девятого вечера. Передо мной мужчина был, он то ли продал квартиру, то ли купил, он был недолго, но, как я поняла по разговору, он тоже приходит за узаконением документа не в первый раз. И нотариус сидит перед ним, разводит руки и оправдывается: ну а что я могу сделать? Новшества у нас такие», – поделилась женщина.

Как пояснили Dostuk.media в пресс-службе Минюста, которую корреспондент штурмовал не один день, причиной сбоя АИС «ЭН–2.0», помимо плохого интернета у нотариусов и их слабых компьютеров, является и их «цифровая гигиена», вернее, ее отсутствие. 

Иными словами, по глубокому убеждению Минюста, нотариусы не те сайты посещают и, как следствие, цепляют на свои слабые незащищенные антивирусом компьютеры с плохим интернетом еще и вирусы.

Правда, в ведомстве все же частично признали «кратковременные сбои, вызвавшие недовольство со стороны населения».  «На сегодняшний день Министерством юстиции совместно с техническим оператором информационной системы «ЭН–2.0» технические неполадки были устранены», – говорилось в сообщении ведомства.

То есть, получается, что все-таки в некорректной работе АИС виноваты были не только нотариусы? 

Скажем больше: к плохому интернету, слабым компьютерам и отсутствию цифровой гигиены добавилась еще одна причина, которую озвучили в Минюсте, – некорректная работа АИС других госорганов. Правда, каких именно систем и каких ведомств, рассказать в пресс-службе ведомства затруднились, пообещав перенаправить вопросы компании-разработчику.  Также трудности у пресс-службы ведомства возникли и с озвучиванием корреспонденту названия компании.

Кичливость подави, создай заслуги!

Ситуация с работающей через раз АИС дошла и до парламента, и 11 апреля на заседании Жогорку Кенеша в ходе обсуждения заместитель министра юстиции Орозбек Сыдыков озвучил-таки название компании, чьи IT-специалисты разработали «ЭН–2.0»,«ПетаБайт».

Назвать корреспонденту конкретно, сервисы каких государственных органов работают некорректно и в результате чего происходят сбои, руководитель компании «ПетаБайт» Тилек Асанов отказался, добавив, что «это такая информацию, которую озвучить должны в Министерстве, а мы – люди маленькие, только исполняем».

Отказался корреспонденту прокомментировать сбои в программе рекомендованный заместителем министра юстиции Орозбеком Сыдыковым еще один разработчик – некий Азамат. В разговоре с корреспондентом он сообщил, что ему не понравился тон автора строк, и он «чувствует, что журналист хочет написать о них плохо». 

«Если у вас вопросы закроются и нужно кого-то обвинить, вы нас обвините, пожалуйста, и все, вопрос закрыт. Но если этого недостаточно, и вы хотите разобраться, какие проблемы стоят у нотариусов, у Минюста, у граждан, если вы в таком положительном ключе, тогда я предлагаю встретиться, мы вам покажем систему и какие проблемы у нас стоят, познакомимся поближе», – предложил Азамат. 

Собеседник подчеркнул, что если автор материала – аккредитованный в Кыргызстане журналист(!), то тогда ей покажут систему.

«Кто вы, что вы, что за ресурс? Я в первый раз слышу о Dostuk.media», возмутился он.

Отвечу: можете себе позволить! Но и вы, простите, не Сергей Брин (соучредитель Google, – прим. ред.) и не Виталий Бутерин (канадский программист российского происхождения, создатель блокчейн-платформы Ethereum, – прим. ред.), а компания, которую вы представляете, – не EPAM, однако же вам это не помешало стать разработчиком проекта государственного значения. 

Очень странно, что с таким сильным чутьем вы до сих пор не прочувствовали страдания и сложности, с которыми ежедневно сталкиваются, посещая нотариусов, кыргызстанцы. Поход за, казалось бы, банальными госуслугами сегодня превратился в квест «посети нотариуса не единожды и получи за стойкость приз».

И да, журналист звонил вам не с целью выведать ваш секрет заливного пирога с капустой. Мы с вами делаем общее дело, целью которого является возможность получения гражданами услуг вовремя и качественно. И поэтому необходимо искать компромисс. Я, например, нашла! Вам наверняка известно о существовании ГКНБ КР или Генпрокуратуры. Возможно, вы просто стесняетесь журналисту неизвестного вам издания дать ответы на его вопросы, а ответить сотрудникам этих ведомств стесняться не станете. 

Очень бы хотелось, чтобы эти ведомства заинтересовались ситуацией и задали вам вопросы.

Ну, например:

  • Из чего был сделан вывод, что причинами сбоев в работе АИС являются: плохой интернет, слабое оборудование и отсутствие цифровой гигиены у нотариусов? 
  • Какие именно АИС и каких государственных учреждений подключены к системе «ЭН–2.0»?  Какие из них не работали и в какой момент? Есть ли отчет (логи), что были сбои?
  • В Минюсте признали, что проблемы были так же и на стороне АИС «ЭН–2.0»? Какого рода эти проблемы и какие проведены работы по их устранению?

К сожалению, не смог внести ясность в ситуацию со сбоями в системе и заведующий отделом цифрового развития администрации президента КР Азамат Буржуев, присутствовавший при запуске Минюстом в боевой режим АИС, но он любезно предложил корреспонденту Dostuk.media написать официальный запрос в Министерство юстиции, а они в администрации обязательно проконтролируют исполнение документа.

Если вы заблудились в лесу, то идите домой (с)

Напомним, в начале апреля в Минюсте озвучивали первую версию сбоя системы.

«Мы нашли проблему узкого горлышка. Ввиду больших запросов к системе также замечаются сбои в ее работе, при этом отмечаем, что в случае их обнаружения незамедлительно ведутся работы по их устранению. Вообще рекомендуется совершать все действия в системе и дождаться окончания действия, а не посылать несколько запросов сразу», – заявили в ведомстве, порекомендовав уточнить данные нотариуса, к которому обращались.

У меня у одной складывается ощущение, что из кыргызстанцев, не говоря уже о нотариусах, делают идиотов?  Последние прекрасно понимают, чем чреваты жалобы, учитывая, что их деятельность регулируется Минюстом. 

Как вариант, нотариус может получить «по шапке», например, за несоответствие требованиям к помещению частной нотариальной конторы и стать объектом надуманных проверок со стороны ведомства. 

Не внесло ясности и заявленное журналисту заместителем министра юстиции видеообращение, в котором Орозбек Сыдыков пообещал ответить на ранее озвученные изданием вопросы.

После внимательного ознакомления с видеообращением, к сожалению, вопросов стало больше.

«Мы понимаем, что возникают проблемы, и мы постоянно работаем над их устранением. Есть оперативная группа. Происходят сбои, которые длятся один, два, три часа, но нет ни одного случая, когда система не работает по три, четыре дня», – говорит в видеообращении замминистра.

Вы меня, Орозбек Кыдырбекович, простите великодушно, но граждане – не оракулы, чтобы догадываться, в какой именно час и день система даст сбой. Не получив в первый день нужную услугу, гражданин вынужден идти в другой день, так же не зная, в какой момент система зависнет. 

Далее, со слов замминистра, «в месяц осуществляется порядка 180 тысяч нотариальных действий».

«В прошлом году месячный показатель составлял 156 тысяч, значит, выше на 24 тысячи показателя в месяц», – говорит Орозбек Сыдыков.

А мы считаем, что увеличение – не критичное.

Также, по словам замминистра, «в прошлом году количество нотариусов по сравнению с этим годом было больше на 30, а в этом году меньше на 30.  Это доказывает, что нотариальная система работает в боевом режиме и служит народу».

Дык, кто ж спорит, Орозбек Кадырбекович, что она работает в боевом режиме и, конечно же, служит народу, а иначе для чего ее разрабатывали? Вопрос в другом: как служит? Ответ очевиден: никак!

Далее, в видеообращении чиновник ссылается на знакомое уже нам: «в связи с тем, что сбои связаны с другими госорганами, например, при получении архивной информации, информации, удостоверяющей личность, кадастровой информации, они иногда встречаются…», – выходит, что неполадки не связаны с работой самой системы «ЭН–2.0»? У какого именно госоргана и когда сбоит, конечно, замминистра Сыдыков, не уточняет. «Также, закончив одно нотариальное действие, надо переходить к следующему, отправка несколько запросов одновременно может увеличить нагрузку», – инструктирует чиновник.

Исходя из этого, получается, что программа не может оперативно завершить нотариальные действия, что, в свою очередь, создает дополнительные временные простои как для нотариусов, так и для клиентов, что в принципе может привести к задержкам по получению услуги. А в какие конкретно сроки вы планируете решить вопросы с «данным узким горлышком»? 

Орозбек Сыдыков в своем видеообращении также продемонстрировал работу системы и личного кабинета.

«<…> Как правило, я прихожу утром на работу и с утра до конца рабочего дня я включаю, и контролируем сбои по республике», – рассказывает он, тем самым подтверждая, что система сбоит. 

А можете предоставить статистику этих обращений – в разрезе по числам и по видам проблем?

 Идея – пять, реализация – два. Но уверенная!

Никто не спорит – автоматизировать работу госорганов нужно, но зачем было так рисковать и запускать АИС в боевой режим, если она работает через пень колоду? 

А то получается, что вместо заявленных Минюстом «обеспечения эффективной и прозрачной работы нотариальной системы, повышения качества предоставляемых услуг и гарантии безопасности документооборота» получили неразрешенную до сегодняшнего дня головную боль. 

Впрочем, это уже стало доброй традицией наших госорганов.

Анара МАМЫТОВА.

Поделиться в социальных сетях